Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Религиозные споры




Научные знания

Научные знания находились на начальной стадии развития. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. К XIV–XVI вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском кремле. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Так, уже в начале XVII в. (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий происходило уточнение границ территории России, составление карт и географических справочников для путешественников. В XVI в. были составлены первые рукописные карты северного пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов Белого, Студеного (Баренцева) и Карского морей. В XVII в. русские путешественники собрали сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Иванович Дежнев открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий. Василий Данилович Поярков стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. В 1643–1646 гг. он руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья.

Енисейский казак (позже якутский казачий атаман) >Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641–1642 гг.). В 1649 г. в ходе сухопутной экспедиции по русскому Северо-Востоку он дошел до Анадырского острога и вышел к Охотскому морю. Русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье в 1649–1653 гг., по результатам которых составил первый «Чертеж реки Амур». Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Религиозное мировоззрение было господствующим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь.

В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV–XVI вв. Одним из важнейших и интереснейших явлений антицерковной идеологии были ереси:




  • стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгороде и Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхождение названия неизвестно (есть предположение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иисуса Христа пророком, но не Богом;
  • антитринитарии: возникли в Новгороде, в дальнейшем получили распространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); название связано с тем, что ее последователи отвергали основное положение православного вероучения — учение о Святой Троице; требовали уничтожения внешних атрибутов христианского культа (икон, почитания мощей) и отказа от монастырского землевладения;
  • воззрения служилого человека Матвея Башкина: получили хождения в середине XVI в. в Москве; воспевание разума и «книжного учения», критическое трактование библейских текстов, отказ от православных обрядов;
  • критика церкви Феодосием Косым, беглым холопом: отвергал «триединого Бога», считая Христа лишь богоугодным человеком, не признавал таинств и культа святых; проповедовал равенство людей независимо от их состояния, религии и национальности.

Ереси вызывали брожение в умах горожан, но они почти не затрагивали основное сословие России — крестьянство, поэтому не вылились в широкое реформационное движение. Тем не менее в церковно-философских исканиях, искусстве, политической мысли Руси XV–XVI вв. появляются течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)в XIV–XVI вв. в Западной Европе означала переворот во взглядах на мир, Бога и человека. Появился большой интерес к науке, технике, образованию. Стали возрождаться идеалы античного — древнегреческого и римского — искусства. Объектом пристального внимания мыслителей, художников, поэтов стал человек, возникло понятие «гуманизм».



Новые духовные искания затронули и церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа, к созданию церкви, не отягощенной стяжательством и развратом. Возрождение вызвало к жизни Реформацию (широкое общественно-политическое движение, направленное на борьбу с католической церковью и феодальным строем).

Своеобразной формой реформационно-гуманистического движения в России явилось нестяжательство. Активные деятели — старец Нил Сорский, Вассиан Косой, игумен Троице-Сергиевского монастыря Артемий — выступали против неправедного образа жизни; призывали духовенство совершить духовный подвиг — отказаться от владения вотчинами и прочими богатствами, сосредоточиться на служении Богу.

Большинство церковных иерархов были против отказа церкви от собственности, которая, по их мнению, могла быть использована в благих целях. Лидером этой группировки во времена Нила Сорского являлся игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Сторонников Иосифа называли иосифлянами. Они выступали за чистоту православия. Интерес нестяжателей к трудам древнегреческих и римских авторов, отцов западной церкви им был не свойствен. Иосифляне являлись сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского патриаршества в 1589 г. было их заслугой. Они считали себя ревностными слугами московских царей, признавали зависимость церкви от помазанника Божьего, нередко шли на компромиссы с церковными законами во имя государственных интересов.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 488; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8716 - | 7129 - или читать все...

Читайте также:

  1. Арбитражная судебная система РФ. Роль судебной системы в разрешении экономических споров, включая споры, связанные с применением налогового законодательства
  2. Арбитражному суду подведомственны также споры организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон
  3. Виды социальных норм. Социальные нормы первобытного общества разнообразны. К ним относятся: обычаи, простейшие нормы морали религиозные нормы, мифология, табу
  4. Вопрос 4. Трудовые споры и порядок их рассмотрения
  5. Занятие 8. Экономические споры
  6. История возникновения и развития казахской ирреденты и диаспоры
  7. История возникновения и развития казахской ирреденты и диаспоры.. Казахская диаспора и ирредента
  8. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
  9. Лекция 4. Социальные опасности. Религиозные секты. Как обезопасить себя от сектантов. Террористические акты. Поведение людей при захвате террористами
  10. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Материальная ответственность, охрана труда, социальное страхование, трудовые споры
  11. Модели представления знаний. В первой половине 70-х годов XX века велись споры о преимуществах 3-х моделей данных:
  12. НАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА И СПОРЫ О НЕМ


 

18.204.227.250 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.