Система образования. XIX в. — время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии

Русская культура в XIX в.

XIX в. — время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и образно об этом сказал А.М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнообразие».

Именно в XIX в. российская культура стала классической, имеющей огромное значение для всех последующих поколений людей. Более того, вопросы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуальными и в настоящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком».

Особенности культурного развития России в XIX в.:

  1. 1) развитие русской культуры опиралось на преобразования предшествующего времени;
  2. 2) распространение капиталистических отношений усилило потребность в грамотных и образованных людях. Основными культурными центрами стали города;
  3. 3) культура развивалась на основе возрастающего национального самосознания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер;
  4. 4) существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали победа в Отечественной войне 1812 г., движение декабристов, реформы 60–70-х гг., «хождение в народ», европейские буржуазные революции.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Николая I и Александра III сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли и препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество являлось тормозом для культурного развития страны.

Одним из показателей культурного развития страны является уровень образованности общества. Если в XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства, то в первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. В 30–40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть низших сословий. Вырос интерес к книге, печатному слову, искусству, театру, прессе.

Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребностью для образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д.П. Бутурлина или А. И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызывать удивление. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля (например, большой популярностью пользовалась книжная лавка Смирдина в Петербурге).

В конце XVIII — первой половине XIX в. в России законодательно оформилась сословная система образования. Основным проводником просвещения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами учебных округов стали университеты. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петербургский, Харьковский и Казанский. При университетах в губернских городах открывались гимназии, в уездных — училища. Открывались и специализированные учебные заведениякадетские корпуса, Техническое училище, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Медико-хирургическая академия, Лазаревский институт восточных языков и др. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне (особенно после проведения реформы П. Д. Киселева). Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы могли получить основы грамотности у приходского дьячка.

Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской. Лицей дал образование литераторам — А.С. Пушкину, И.И. Пущину, А. А. Дельвигу, М. Е. Салтыкову-Щедрину; дипломатам — А.М. Горчакову и Н.К. Гирсу; министру народного просвещения Д.А. Толстому; публицисту Н.Я. Данилевскому и др.

Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7–8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство.

В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е гг. открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц только на рубеже 70–80-х гг. В 70-е гг. на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И. Герье), в Казани, в Киеве и Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

Домашнее образование по-прежнему имело значительное распространение. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

К концу 50-х гг. всего 6% населения России умели читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положение о начальных народных училищах». Хотя оно и не создало преемственности между начальной и средней школами, но отчасти решило задачу обучения детей «полезным знаниям». В те же годы открылись учительские семинарии (педагогические училища), получили распространение трехгодичные земские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образования либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д.А. Толстой, который начал борьбу с реформами своего предшественника А.В. Головина.

Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, поставил во главе Советов училищ предводителей дворянства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежнему видели только специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. Земским школам противопоставили церковно-приходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.

Средним звеном образования считались семилетние гимназии и прогимназии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и готовили учащихся к поступлению в университеты или другие высшие учебные заведения. Д.А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» характер, насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как преподавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Основа концепции: отвлечь учащихся от насущных общественно-политических проблем, сформировать у них официально-религиозное мировоззрение.

В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключили до 60% детей. Вершиной борьбы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих… ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка оставляла место для широкого толкования и лишала среднего образования большое количество детей.

Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский университет был преобразован Ришельевский лицей в Одессе, а в 1888 г. открыт университет в Томске. В 60–70-е гг. приняли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведений, среди них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консерватории в Петербурге и Москве.

В политике правительства по отношению к образованию имели место противоречивые тенденции. С одной стороны, многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. С другой стороны, опасались распространения нежелательных идей. Система образования находилась под постоянным контролем государства. Программы образовательных учреждений наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: