double arrow
Культурная эволюция Российской империи (XVIII-XX вв.)

Музыка

Театр

Прикладное искусство

Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата. В ее коллекции насчитывались сотни произведений прикладного искусства, особенно серебряные и золотые изделия. Среди экспонатов выделяется золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, сделанное ко дню свадьбы кабардинской княжны и Ивана IV. Среди военных экспонатов — кольчуга Ермака Тимофеевича весом 12 кгиз 16 тыс. крупных клепаных колец.

Шедевром прикладного искусства является знаменитый кубок царя Михаила Федоровича, сделанный из золота, украшенный эмалью и крупными драгоценными камнями. Особый стиль оформления серебряных изделий эмалями был создан в конце XVII в. мастерами северного русского города Сольвычегодска.

Новым явлением для русской культуры стало открытие при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. Его непосредственный организатор Артамон Сергеевич Матвеев (1625–1682) — один из наиболее просвещенных людей эпохи. Комедийная хоромина была построена в селе Преображенском по указу царя от 4 июня 1672 г. (просуществовал театр до 1672 г.). На сцене было сыграно девять пьес в основном на библейские сюжеты, один балетный спектакль с пением «Орфей». В театре работало около 200 человек. Зимой спектакли шли в Потешной палате Кремля. В конце XVII в. наряду с придворным был организован школьный театр, в котором спектакли разыгрывали ученики монастырских школ.




В музыкальном искусстве шел процесс создания единого русского стиля. Русская песня развивалась на основе двух жанровых разновидностей песен — лирической и исторической. Возникают новые церковные распевы. В церковную музыку входят традиции многоголосья. Праздники и увеселения в повседневном быту, как и прежде, не обходились без скоморохов. В XVI в. понятие «скоморох» стало сближаться с понятием домашний «шут».

В XVII в. светская традиция в музыке проявилась в развитии жанра канта, который тесно соприкасался с народной песней. Религиозная тематика продолжала оставаться в псалмах. Канты пелись в простой задушевной манере и были предвестниками камерной музыки. Историческая песня существовала как песня казачья и крестьянская. Особенной содержательностью отличаются песни «Разинского цикла».

Период Российской империи получает развитие с Петровских реформ (рубеж XVII–XVIII вв.) и продолжается до отречения Николая II от престола (февраль–март 1917 г.). Культурная эволюция Российской империи в экономике связана с развитием капиталистических отношений, в политике — с укреплением абсолютизма и превращением страны в великую военную державу. В период XVIII–XX вв. она проходит ряд этапов:



  1. 1) русская культура XVIII в.: петровская модернизация; «Просвещение»;
  2. 2) русская культура XIX в.: «золотой век»;
  3. 3) русская культура на рубеже XIX–XX вв.: «серебряный век».

Культура русского государства в имперский период была подвержена европейскому влиянию и сама приобрела мировое значение. Главное достижение этого периода — высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Происходило складывание новой системы ценностей. Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова рацио — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Ведущим стало светское направление, пришел конец диктату церкви в определения направления, форм и характера русской культуры, более того, православие было поставлено на службу государственным интересам. Но хотя церковь и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась значительной. Тем не менее на смену религиозной, преимущественно традиционалистской ментальности, основу которой составляли «служение государю», пришли новые светские принципы, и главный среди них — «служение Отечеству».

Разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку. Накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Важный результат имперского периода — формирование зрелой национальной культуры.

Однако при всех видимых переменах оставались в неизменности глубинные механизмы функционирования культуры. Наблюдалось несоответствие шага времени и шага пространства, существовал значительный разрыв между верхами общества и его низами.






Сейчас читают про: