double arrow

Система образования

Русская культура в XVIII в.

В истории русской культуры XVIII столетия исследователи выделяют два периода: 1) конец XVII — первая четверть XVIII вв., характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации; 2) середина — вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер.

XVIII век — важный период в истории русской культуры. В это время сложилось понимание значения науки, усовершенствовалась система образования, сделаны важные шаги в развитии гуманистических принципов в литературе и искусстве. Получает распространение идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Процесс формирования русской нации способствовал складыванию основ русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра, классической музыки, утверждению их самобытных черт.

Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с практикой. Мероприятия в области просвещения были связаны с открытием в губерниях 42-х светских цифирных школ, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46 епархиальных школах, а дети солдат — в гарнизонах.

В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигационных наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Были учреждены Навигационная, Артиллерийская, Инженерная школы, медицинское училище, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы.

Основной формой «низших» слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. После открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разночинцев. Впоследствии гимназия была открыта в Казани.

Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек-дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превращало образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

Появились и первые профессионально-художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г. Академия художеств.

Значительным событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 г. Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, который стремился сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском не было богословского факультета. Обучение велось не на латинском, а на родном русском языке. Первоначально было открыто три факультета — юридический, философский и медицинский. Университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости».


Сейчас читают про: