Русская культура на рубеже XIX-XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)

Театр

Музыка

Скульптура

В первой половине века активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф.П. Толстой, И.П. Витали (многофигурные композиции на зданиях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), П. К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И. А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно высочайшее мастерство.

Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романсом привело к появлению особого жанра — русского романса (А.А. Алябьев, А. Е. Варламов, А.Л. Гурилев).

Начало нового этапа в развитии русской музыки тесно связано с именем М.И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечательными поэтами А.С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, В.А. Жуковским. М.И. Глинка создал первые классические образцы национальной оперы, симфонической и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно-сказочному. Оркестровые сочинения М.И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Особое внимание декламационной песне и опере уделял внимание А.С. Даргомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).

Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. подготовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся композиторов: М. А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи. Девизом союза стали слова М.П. Мусоргского: «К новым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, использованию не только богатого европейского опыта, но и главным образом традиций народной музыки.

Для театральной жизни России характерно существование различных видов театров: 1) крепостные — принадлежащие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.); 2) государственные — Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве; 3) частные — «развлечение и польза», «Московский художественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.

В театре XIX в. господствовал классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина, И.А. Крылова. В 30–40-е гг. XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е. С. Семенова, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, М.Г. Савина, В. Н. Комиссаржевская, К.А. Варламов и др. — закладывали основы русской театральной жизни.

Культура России конца XIX — начала XX в. имела основу в художественных традициях, эстетических и моральных идеалах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, к структуре самой личности в ее важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиция интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры.

У исследователей нет единого мнения о хронологических рамка х «серебряного века». Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

Россия переживала в тот период времени невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, по мнению Н.А. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Это — не столько хронологический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.

Неповторимость «серебряного века» проявляется прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих современниках А.А. Блок.

Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну» (появляется понятие «модерн», «модернизм»). В то же время в политике правительства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой стороны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации образования, усиление цензуры и влияния церкви на общество.

В этих условиях размежевание творческих сил способствовало расколу художественного мира на два полярных сознания, основанных на альтернативном восприятии эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т. д. Наряду с реализмом господствующим мировоззрением и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

«Серебряный век» — явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: