Вопрос 2.
Цель организационной рационализации - повышение эффективности процессов, протекающих в организации, что может обеспечить:
· устойчивость развития компании;
· получение преимуществ в конкуренции;
· расширение рынка сбыта;
· увеличение прибыли на инвестированный капитал;
· достижение социальной гармонии в коллективе.
Исходная посылка организационной рационализации: все отклонения в функционировании организации вызваны дефектами в ее компонентах. При этом назначение, функции, структура и взаимодействие организации с другими системами под сомнение не ставится
Выявление потребности в совершенствовании организации в целом и ее элементов производится на основе сравнения значений трех показателей производственных возможностей компании:
· Эф – фактическое значение экономической эффективности деятельности компании при существующих ресурсах и ограничениях;
· Эр – расчетное значение экономической эффективности деятельности компании при планируемых ресурсах и ограничениях;
· Эп – потенциальное значение экономической эффективности деятельности компании при свободных ресурсах и отсутствии ограничений.
Если Эф ≈ Эр ≈ Эп, то никаких изменений вносить не надо.
Во всех других случаях изменения необходимы.
Шаги процесса рационализации:
1. Составление моделей организации и ее компонентов
2. Определение реального состояния, условий работы или поведения различных компонентов и организации в целом.
3. Выявление отклонений результатов функционирования фирмы от норматива или стандарта
4. Выявление проблем
5. Разработка и внедрение конкретных мероприятий
Причины возможной неудачной рационализации:
1. Поиск причин отклонений в границах самой организации
2. Попытка приведения организации к стандарту
3. Неверные и устаревшие предпосылки и цели
4. Пренебрежение побочными эффектами
В процессе организационного проектирования происходит формирование, что называется «с нуля», организационных структур, схем управления, процедур и прочего с учетом необходимых для функционирования организации взаимосвязей между ее элементами
Цели организационного проектирования – разработка новых систем или выработка предложений по изменению существующих на основе новых концептуальных принципов
Объект организационного проектирования – организационная система, в составе которой можно выделить:
· механизм внутреннего функционирования (структуры, набор процедур, функций и правил, оборудование, программное обеспечение, сети связи, система документооборота и прочее);
· механизм отношений с внешней средой (законодательство, договоренности, традиции).
Типовая технология организационного проектирования отражена на рис.11.
Рисунок 11 — Типовая технология организационного проектирования
Постулаты организационного проектирования
1. Цель – внешняя категория по отношению к организационной системе
2. Главное – не средства, а цель. Следствия второго постулата:
а) процесс и структура могут быть организованы, если задана цель.
б) параметры цели должны быть качественно определены и количественно измерены.
3. Строение организационной системы должно обеспечивать достижение цели
4. Процесс достижения цели должен быть управляемым.