double arrow

Монополистической конкуренции

Определение цены и объема производства в условиях

Основные черты рынка монополистической конкуренции

Тема 9. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Регулирование деятельности естественных монополий

Большинство чистых монополий представляют собой естест­венные монополии и поэтому подлежат общественному регули­рованию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства — чешское пиво, французское шампанское и т. п.

Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.

2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию ес­тественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

  1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
  2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
  3. Проблема эффективности на рынке монополистического конкурента

Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер.

3. Дифференциация продукции.

4. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее.

5. Существование неценовой конкуренции.

В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с течением времени, что необ­ходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама.

В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в случае выполнения тождества MR = МС.

В долгосрочном перио­де вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю и каждая фирма не окажется в точке безубыточности. Соответст­венно, в случае если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток фирм, спрос на продукцию отдельного продавца на рынке будет возрастать, степень его эластичности понижаться. В долгосрочном периоде фирма будет находиться в равновесии, когда ее предельный доход будет равен предельным издержкам.


Сейчас читают про: