double arrow

Функционально-планировочная и композиционно-пространственная организация городов


Функционально-планировочная организациягородов (по функциям и планировке) включает в себя проектное деление территорий на общественные центры, жилые, производственные, рекреационные планировочные элементы, объединенные в единое целое управленческими, функциональными, транспортными, инженерно-техническими и иными связями (рис. 2.5).

Изменение способов и скоростей передвижения людей, измене­ние и совершенствование техники строительства, стремительное разрастание площади застроенной территории и ряд других факто­ров вызывают необходимость при разграничении планировочных единиц города, укрупнять отдельные градостроительные комплексы и здания, уста­навливать новые масштабно-пространственные соотношения, композиционную связь и пространственное единство больших тер­риторий.

Композиция крупных градостроительных комплексов является важнейшей составляющей системы средств эмоционального воз­действия окружающей среды на человека. Композиционная структура города определяется еще на самых начальных стадиях проектирования: в территориальной планировке, при выборе участков для размещения отдельных функциональных зон города, определении общей конфигурации городского плана и трассировке уличной сети. Упущения и недочеты на этих этапах проектных работ в последующем оборачиваются серьезными осложнениями в организации композиционно-пространственной структуры (в композиции и пространстве градостроительной среды).

Известно, что композиция города создается на основе упорядоченного размещения в пространстве природных и антропогенных элементов среды. Все многообразие искусственных элементов, на­чиная от отдельных зданий и их комплексов и кончая внешним благоустройством, совместно с зелеными насаждениями, водными пространствами, рельефом местности активно участвует в создании эстетически гармоничного и образно самобытного пространства Немаловажное значение здесь имеют и такие средства эмоциональ­ного воздействия, как цвет, свет, монументальное искусство.

Особенность организации градостроительной среды состоит в том, что, помимо традиционных составляющих композиции (масса и форма), большая роль здесь отводится пространству. Впечатле­ние о городе складывается не только по отдельным зданиям и со­оружениям или их комплексам, но и на основе восприятия про­странств улиц, площадей, озелененных зон (рис.2.6).

Меняются условия зрительного восприятия городской застрой­ки. К силуэтному восприятию пространства города человеком с уровня земли добавляется панорамное восприятие более обшир­ных частей города из окон зданий, меняю­щееся и чередующееся восприятие градостроительных комплексов и открытых пространств с движущегося наземного транспорта.

Таким образом, градостроительное пространство следует рассматривать как четырехмерную форму, где движение является не­отъемлемым условием восприятия окружения. При этом архитек­турные приемы построения композиции города в первую очередь должны исходить из двух основных эталонов соразмерности — масштаба человека и масштаба развитости общества. И если пер­вый масштаб мало изменяется во времени, то последний обуслов­ливается развитием техники, социальным и экономическим прогрес­сом, идеологией общества и поэтому претерпевает постоянные из­менения. И все же архитек­турные приемы построения композиции города в первую очередь должны исходить из основного эталона соразмерности — масштаба человека, который мало изменяется во времени.


Сейчас читают про: