double arrow

Сущность, функции, задачи и организация аукционов


Сущность, функции, задачи и организация ярмарки.

Ярмарка представляет собой периодическое мероприятие (реже постоянно действующее), т.е. товарный рынок, организуемый регулярно в отведенном месте, в определенный период, с одно­временным массовым участием работников промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, других отраслей, а также посреднических предприятий (организаций).

Ярмарки дают возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в непосредственные коммер­ческие контакты, содействующие регулированию спроса и предло­жения, активизации хозяйственной инициативы сторон. Они по­зволяют устанавливать информационные контакты с министерст­вами, ведомствами, предприятиями-изготовителями, зарубежными торговыми представителями фирм. На ярмарках имеются реальные возможности для пропаганды надежности изготовителя, его ком­мерческого имиджа. По результатам ярмарки принимаются соот­ветствующие решения о выпуске продукции, обновлении ее ассор­тимента, повышении качества и улучшении дизайна.

Предметом торговли на ярмарке могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, заплани­рованные к производству и поставке в ближайший период или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке и, следовательно, нуждающиеся в повторном перемещении в другие районы, где они пользуются спросом.

Ярмарки функционируют в целях:

• демонополизации в сферах производства и обращения то­варов;

повышения надежности товарного обеспечения потреби­телей;

• снижения товарного дефицита;

• самостоятельного установления сторонами деловых и рацио­нальных коммерческо-хозяйственных связей;

• формирования изготовителями производственной програм­мы, расширения и обновления ее ассортимента;

• увеличения выпуска высококачественной, конкурентоспо­собной товарной продукции с учетом спроса потребителей;

• вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемой, из­лишней продукции и вторичных ресурсов, некондицион­ных материалов и изделий;

• активизации межрегиональных товарообменных операций;

• пропаганды новейших достижений науки и техники;

• популяризации новых высококачественных товаров;

• выявления реального спроса рынка на конкретную товар­ную продукцию;

• оказания субъектам товарного рынка услуг информацион­но-коммерческого и посреднического характера;

• пропаганды надежности изготовителя, его имиджа.

Большинство товаров на ярмарке не реализуется, а представ­ляется в образцах, буклетах, проспектах, плакатах, чертежах, фо­тографиях, слайдах, кино- и видеороликах. Выставляются также научно-технические разработки в виде натуральных экспонатов, макетов, конструкторско-технологической, патентно-лицензион­ной документации и т.п. Производители товаров могут не при­сутствовать на ярмарке. В таком случае ярмарка может взять на себя обязанности по оказанию дополнительных услуг по реали­зации товаров.

Развитие товарного рынка показывает, что современному покупателю недостаточно только закупать для себя товары на ярмарке. Он заинтересован в совместном с изготовителями, по­средниками поиске решений для достаточного удовлетворения рынка, определения направлений производства товарной про­дукции и оптимального использования материальных, финансо­вых и трудовых ресурсов.

Ярмарка, как может показаться на первый взгляд, в значи­тельной мере дублирует деятельность товарной биржи, однако в их функционировании имеются существенные различия. На­пример, для ярмарки не характерны элементы биржевого ажио­тажа, она не попадает под биржевой «пресс», на ней меньше посредников, цены относительно стабильные, а для продавцов и покупателей — доступнее, проще и дешевле.

Участие в ярмарке следует рассматривать комплексно, как эффективную современную форму технико-экономической и торгово-рекламной деятельности. По существу, это место встреч представителей деловых кругов для поддержания ими непосред­ственных связей, установления новых или расширения дейст­вующих коммерческо-хозяйственных контактов.

Для успешного проведения ярмарки необходимо знать при­мерный состав ее участников, количественную и ассортимент­ную структуру представляемой товарной продукции. Проводятся ярмарки в специальных или арендованных помещениях (площа­дях). При желании реализовать товар или успешно прореклами­ровать его субъект товарного рынка должен предварительно за­казать и оплатить место (площадь по метражу), соответствующее техническое и прочее обеспечение.

Ярмарки организуются за счет поступления средств от участ­ников в виде денежных взносов, которые используются для оплаты аренды площадей и транспортных расходов, оформления стендов, рекламно-информационного обслуживания, работы персонала.

Ярмарки, проводимые в нашей стране, можно классифици­ровать по нескольким признакам.

1. По направлению деятельности:

• продажа товаров народного потребления;

• продажа товаров производственно-технического назначения;

• смешанные (представлены оба вида товарной продукции).

2. По товарному ассортименту.

• универсальные (различные группы и виды товарной про­дукции);

• специализированные (определенные группы промышлен­ных и сельскохозяйственных товаров).

3. По характеру товарных операций:

• продажа товаров, поступивших в первичный оборот;

• продажа неиспользуемой и излишней продукции.

4. По территориальному масштабу:

• международные (обслуживают международную торговлю, представляются образцы разноплановых товаров, произво­димых в разных странах):

• всероссийские (сосредоточивают товары широкого профиля, ассортимента: ярмарки способствуют динамике товарообо­рота в стране, рационализации коммерческо-хозяйственных связей, расширению информационного обмена);

зональные (привлекают к участию в них значительное ко­личество субъектов товарного рынка — ближайших регио­нов, схожих по социальным, географическим, климатиче ским условиям, структуре транспортных коммуникации, однако ассортиментный состав предлагаемых на таких яр­марках товаров несколько уже);

• региональные (областные, краевые, республиканские; про­водятся с целью оперативного удовлетворения потребно­стей субъектов товарного рынка в необходимых товарах. Представляют интерес для предпринимателей, если на них представлены разнообразные товары специфического ре­гионального применения);

• городские, окружные, муниципальные, сельские, районные (привлекают внимание предпринимателей среднего и мелко­го бизнеса и располагают разнообразным ассортиментом).

На ярмарках может также вестись мелкооптовая и розничная продажа товаров непосредственно населению. Развитие ярма­рочной торговли зависит от того, насколько быстро удается из­бавиться от имеющихся негативных явлений в ее организации. Иногда ярмарка становится ярмаркой покупателей, а не продав­цов. При монополизации и определенном товарном дефиците производители товаров не обременяют себя хлопотами по пред­ставлению своей продукции на ярмарке, поскольку могут на вы­годных условиях заключать товарные сделки без особых проблем. В подобных случаях следует искать гибкие и реальные пути для повышения заинтересованности всех производителей товарной продукции в участии в ярмарке.

Организационные мероприятия по проведению ярмарки долж­ны проходить в несколько этапов:

1) предварительный;

2) подготовительный;

3) непосредственное проведение ярмарки;

4) подведение итогов.

На предварительном этапе учредители (юридические лица) при­нимают решение о проведении ярмарки, создаются оргкомитет, рабочая группа, разрабатывается положение о ярмарке, определя­ется размер регистрационного сбора, составляются и размножаются информационное письмо, пригласительные билеты, афиша и др.

На подготовительном этапе распространяется информация о предстоящей ярмарке, проводится сбор заявок на участие, рас­сматриваются финансовые вопросы, заключаются договоры на аренду торговой площади, охрану помещений, художественно-оформительские работы, составляется схема расположения тор­говых мест, издается каталог и т.д.

Непосредственное проведение ярмарки предусматривает реги­страцию участников, транспортное обеспечение, размещение в гостиницах, организацию питания, сервисное обслуживание, обеспечение связью, средствами оргтехники, создание условий для заключения коммерческо-хозяйственных сделок, выполнение рекламных, информационных работ и т.п.

На этапе подведения итогов ярмарки составляется отчет о проведенном мероприятии, выявляются финансовые результаты, рассматриваются результаты опроса, тестов участников, выяв­ляются положительные стороны и недостатки, разрабатываются мероприятия по дальнейшему совершенствованию ярмарочной деятельности.

Ярмарки обычно организуются по графику (время и место их проведения определяются предварительно).

В настоящее время в России количество ярмарок возрастает. Ежегодно проводятся более тридцати только крупных всероссий­ских и межрегиональных (зональных) ярмарок. Широкую извест­ность получили, например, «Нижегородская ярмарка», «Сибир­ская ярмарка», ряд московских и санкт-петербургских ярмарок, активное участие в которых принимают многочисленные отече­ственные фирмы, а также представители деловых кругов ближнего и дальнего зарубежья.

По структуре ярмарочная экспозиция выглядит, как прави­ло, следующим образом. Промышленные товары народного по­требления составляют примерно 32%, машины, оборудование и транспортные средства — 28, продовольственные товары — 16, строительные и отделочные материалы — 3, металлопродук­ция — 2, сырье для легкой и текстильной промышленности — 2, другие виды товарной продукции и сырья — 17%.

Ярмарка способствует расширению торговых контактов, об­мену информацией, выходу страны на международный рынок, оказывает социально-экономическую поддержку отечественным производителям товарной продукции. На каждой ярмарке более 40% ее участников подписывают контракты и коммерческие договоры.

Ярмарочное хозяйство России распространяется и за преде­лы страны. Отечественные предприниматели участвуют в таких известных зарубежных ярмарках, как Лейпцигская, Мюнхенская (Германия), Парижская (Франция), Пловдивская (Болгария), Измирская (Турция), Базельская (Швейцарская) и др.

2. Сущность, функции, задачи и организация аукционов.

Субъекты товарного рынка нередко приобретают товар с пуб­личных торгов, когда покупателем становится тот, кто предлагает за него наибольшую цену. Такой способ реализации товарно- материальных ценностей называется аукционом (от лат. audio — продажа с публичных торгов). При этом товар приобретается на конкурсной основе, что предъявляет к нему высокие требова­ния, ибо товар, не отвечающий современным рыночным требо­ваниями, нецелесообразно выставлять на аукционные торги, поскольку коммерческий успех в таком случае сомнителен.

Аукционная торговля — способ продажи товаров, обладаю­щих индивидуальными свойствами, вид рыночной торговли, при которой продавцы максимально используют простую конкурен­цию, возникающую между присутствующими при продаже по­купателями.

Аукционный способ продажи применяется обычно в случаях, когда необходимо срочно реализовать товары, коммерчески ис­пользовать при этом их дефицитность, а иногда и уникальность. Нередко бывает необходимо посредством аукционных торгов определить истинную цену той или иной продукции на основа­нии объективного спроса и предложения. Аукционная продажа проводится также с целью дополнительного привлечения на то­варный рынок материально-технических средств из запасов пред­приятий и излишков, имеющихся в сфере обращения.

На аукционные торги предприятия могут предложить про­дукцию производственно-технического назначения, не требую­щуюся для собственных нужд. В настоящее время на аукционы поступают материалы, изделия, имущество, передаваемые для свободной продажи военными ведомствами и организациями в ходе конверсии.

Аукцион может проводиться на принудительной и добро­вольной основах. Первый способ используется главным образом государственными органами для продажи невостребованных, неоплаченных, конфискованных товарно-материальных ценно­стей, заложенного и не выкупленного в срок имущества и т.д. Аукционные торги на добровольной основе проводятся обычно по инициативе владельцев товаров, имущества.

Характерно, что в отличие от других форм продажи на аук­ционе товары предлагаются не одновременно, а поочередно, т.е. сначала выставляется на продажу один товар, а после его реали­зации или снятия с торгов — следующий и т.д.

Аукционы проводятся специализированными предприятиями, организациями акционерного, кооперативного, ассоциативного типа. Иногда аукционы могут проводиться субъектами товарно­го рынка, для которых подобные торги не являются основным видом деятельности, но уставом предусматривается возможность их проведения» (биржи, постоянно действующие выставки, торговые предприятия, музеи, салоны художников и др.). Однако такие аукционные торги проводятся эпизодически.

В России наряду с внутренними аукционами проводятся и международные аукционы по продаже, например, драгоценных камней, антиквариата, картин, пушнины, племенных лошадей.

Участниками аукционных торгов являются аукционеры (юри­дические и физические лица) и аукционист (лицо, непосредст­венно проводящее аукцион). Каждый аукцион организует аукци­онный комитет в составе председателя (директора), коммерсанта, эксперта, аукциониста, бухгалтера и юрисконсульта.

Субъекты товарного рынка заблаговременно оповещаются о сроках, месте проведения аукционных торгов, примерном товар­ном ассортименте. Для этого используются письма-приглашения, афиши, транспаранты, пресса, радио, телевидение.

Предлагая товар на аукционе, продавцы оформляют так назы­ваемое предложение, содержащее сведения о владельце данного товара (имущества), наименование товара, его характеристику, ко­личество и др. Владелец товара заблаговременно доставляет товар на склад аукциона. Аукционный комитет дает экспертную оценку товару (имуществу) с установлением стартовой цены (иногда про­давец и работник аукционного комитета договариваются о резерв­ной цене, ниже которой товар не предлагается), после чего сторо­ны фиксируют условия продажи в аукционном соглашений.

Товары, принятые от продавцов, сортируются по лотам (еди­ница измерения биржевых сделок с товарами, т.е. стандартная пар­тия или единица товара), а от каждой партии отбирается образец. Лоту присваивается номер, по которому ориентируются в процессе аукционного торга. Выпускается каталог, где товары представлены по группам и указаны номера лотов. Для предварительного осмот­ра выставляются образцы (иногда партия товаров). Потенциальные покупатели имеют возможность заблаговременно ознакомиться с товарами, подлежащими продаже на аукционе. Это очень важно, поскольку в случае приобретения товара претензии по качеству (за исключением скрытых дефектов, которые невозможно обнаружить при осмотре товара) впоследствии не принимаются.

Для участия в аукционе необходимо подать заявку установ­ленной формы, внести определенный денежный залог.

Перед началом аукциона потенциальные покупатели осматри­вают товары, отмечают номера лотов, которые их заинтересовали. Во время аукциона объявляются номера лотов, выставленных на продажу.

Аукционные торги начинаются строго в заранее определенные день и час в специальном помещении (зале) или на оборудован­ной площадке.

Товарная продукция и объекты различного назначения про­даются на аукционах:

а) с повышением цены — по принципу «кто дороже заплатит»
(так реализуются уникальные, и принципиально новые виды
изделий, вновь освоенная продукция малых серий отечественного
производства, особо дефицитные виды отечественной продук­
ции, дефицитная импортная продукция, в том числе полученная
по бартерным сделкам с предприятиями и организациями других
стран, современные технологические и автоматические линии,
установки, автотранспортные и грузоподъемные средства и изде­
лия, отдельные производственные участки (цеха) промышленных
предприятий (объединений), строительных и других организаций,
пушнина, племенные лошади, произведения изобразительного
искусства, драгоценные камни, антиквариат и др.).

Торги могут вестись двумя способами — гласным и неглас­ным. В первом случае покупатели подают аукционеру заранее согласованные соответствующие знаки о согласии поднять ми­нимальную первоначальную или последующую цену на товар. Аукционер в свою очередь каждый раз объявляет новую пред­ложенную цену (не называя покупателя или указывая место, от­куда поступила цена) и спрашивает: «Кто больше?» Если после трехкратного повторения вопроса не последовало повышения цены, аукционист ударом молотка подтверждает, что данный лот (товар) продан лицу, которое последним назвало наивысшую цену.

Негласное проведение торга предполагает сохранение в тай­не имени покупателя, а общение с ним аукциониста происходит с помощью условных знаков;

б) с понижением цены, или, как говорят, с «молотка» (таким об­
разом реализуются устаревшие технологические установки, автома­
тические линии и оборудование, подлежащее выбытию из состава
основных фондов; залежалая продукция (нереализуемая длитель­
ное время), подлежащая выбытию из состава материальных обо­
ротных средств, продукция, изготовленная по индивидуальным
заказам, но не принятая потребителем, вторичные ресурсы и дело­
вые отходы, трудно реализуемые обычным порядком, убыточные,
низкорентабельные и другие объекты (сооружения) промышленно­
го, строительного и другого назначения, производственные участ­
ки, цеха, подлежащие коренной реконструкции и модернизации).
При проведении аукциона с понижением цены целесообразно ус­
танавливать стартовую (первоначальную) цену, не превышающую
прейскурантную (оптовую). В ходе проведения аукциона цена
должна понижаться до тех пор, пока не появится покупатель, же­
лающий приобрести названную продукцию (объект).

Следует отметить, что темп аукционного торга весьма высок и требует от аукционеров и аукциониста максимума внимания и быстрой реакции.

После окончания торгов покупатель по каждому лоту оформ­ляет аукционную сделку, подписывает типовой контракт, на ос­новании которого получает счет к оплате. Обычно платеж про­изводится по частям: примерно 1/3 вносится сразу после подпи­сания контракта (при этом вычитается сумма предварительного залога), остальная часть суммы (большая) — после отгрузки то­вара или при его получении. Бухгалтер выписывает товарный чек, регистрирует продажу в аукционной ведомости.

Если аукционер не приобрел товар, то его денежный залог полностью возвращается. При невнесении платы за товар в уста­новленный срок организаторы аукциона могут счесть сделку на­рушенной (недействительной) и распорядиться товаром по своему усмотрению.

В отличие от обычной сделки купли-продажи при аукционной торговле продавец не несет ответственности за качество проданно­го товара, а проданный товар не подлежит замене или возврату.

Весьма привлекательным для покупателей является наличие у аукционной организации транспорта, способного обеспечить доставку купленного товара.

Для успешного участия в аукционе потенциальный покупатель должен соответствующим образом подготовиться: иметь макси­мальную информацию о товарах, продавцах, правилах и методах аукционных торгов.

Доходы аукционной организации образуются за счет разни­цы между начальной прейскурантной и конечной продажной ценой. Распределяются доходы таким образом: одна часть денеж­ных средств направляется в соответствующий бюджет (обще­российский, отраслевой, региональный, местный), другая часть предназначается аукционной организации и бывшему владельцу реализованной продукции в пропорциях, установленных аукци­онным соглашением.

5 КОММЕРЧЕСКО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРЕ ТОВАРНОГО РЫНКА


Сейчас читают про: