double arrow

Как применять ИНКОТЕРМС при заключении внешнеторгового контракта

Контракт. Основное содержание и порядок оформления

Внешнеторговый контракт - это договор, в письменной форме фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные права и обязанности партнеров (договорные условия, порядок их исполнения, ответственность).

Контракт по внешнеторговым сделкам купли-продажи содержит обычно несколько разделов:

· сведения о сторонах, заключивших контракт (точное наименование и
реквизиты сторон);

· предмет договора;

· цена и общая сумма;

· сроки поставки, условия платежа, гарантии продавца;

· упаковка и маркировка;

· штрафные санкции;

· страхование;

· согласованное определение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор);

· арбитраж.

Однако с учетом особенностей продукции, являющейся предметом контракта, могут дополнительно вводиться разделы о:

· конвенциональных штрафах;

· технической документации;

· инспектировании и испытаниях;

· экспортных лицензиях;

· особых и прочих условиях.

Непременным условием сделки купли-продажи, оформляемой внешнеторговым контрактом, является переход собственности на товар от продавца к покупателю. Это принципиально отличает такие контракты от других видов договоров в сфере ВЭД, рассмотренных ранее.

Контракт купли-продажи во внешней торговле, как и внутри страны, в
условиях договорных отношений субъектов рынка выполняет три основные функции:

· юридически закрепляет отношения между сторонами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

· определяет порядок, последовательность и способы совершения действий партнеров;

· предусматривает меры по обеспечению выполнения обязательств сторонами.

Не случайно стороны контракта должны определить, право какого государства будет применяться при выборе формы заключения сделки, регулировании прав и обязанностей партнеров, а также решении спорных вопросов в случае их возникновения. Практика выработала определенный порядок совершения внешнеторговых сделок купли-продажи, т.е. подготовки, согласования, заключения и исполнения контракта. Он, как правило, включает следующие 4 стадии:

· сторона (компания, фирма, предприниматель), желающая вывезти или ввезти определенный товар, подыскивает партнера с помощью запроса;

· указанная сторона получает предложение (согласие) заинтересованного партнера и изучает его;

· сторона-импортер определяет заказ, партнеры заключают контракт
купли-продажи;

· сторона-экспортер поставляет товар, партнеры осуществляют расчет по сделке.

Внешнеторговые контракты могут заключаться в упрощенной форме, когда в виде отдельного документа фиксируются предварительные договоренности. Это особенно часто бывает при поставках традиционных товаров в обычной торговле, малыми и средними партиями. Образец внешнеторгового контракта купли-продажи приводится в Приложении 1.

При заключении упрощенных, кратких контрактов стороны должны четко представлять, как будут восполняться пробелы такого контракта, - нельзя пользоваться трафаретом без учета вида товара и особенностей условий поставки.

В случае крупномасштабных сделок, в частности, при поставках сложного, комплектного оборудования, выполнения долговременных операций по сырью, по объектам международной специализации и кооперирования заключаются постатейные, детальные внешнеторговые контракты.

Как показывает опыт, при выполнении внешнеторговых контрактов купли-продажи нередко возникают споры, которые иногда приходится решать в порядке арбитража. Поэтому очень большое значение приобретают правила толкования контрактов и их отдельных положений, тем более что в национальных законодательствах и в судебной практике они имеют немало различий.

В России, согласно Гражданскому кодексу, к такому толкованию должны применяться следующие требования:

· при выделении буквального значения терминов (слов и выражений),
содержащихся в тексте контракта, они должны пониматься в их обычно употребляемом смысле;

· при выяснении фактической общей воли сторон исходя из цели договора она должна определяться на момент заключения контракта, а не на момент его толкования;

· практика, сложившаяся в отношениях сторон, не может обосновываться ссылками на условия, содержавшиеся в предыдущих контрактах и поэтому, якобы, применимых к данному договору.

Таким образом, здесь могут возникать известные сложности, влияющие и на результаты контракта. Тем большее значение для нормального и эффективного осуществления внешнеторговых операций по купле-продаже товаров имеет
выработка и внедрение единообразных правил и согласованное толкование и применение основных внешнеторговых терминов. Эта задача в существенной мере решается с помощью «Инкотермс - 2000» .

3.3. Базисные условия контракта. «Инкотермс»

Весь комплекс основных положений контракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта или базисных условий поставки. Те или иные базисные условия контракта предопределяют, кто несет расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхованию товаров, являющихся предметом внешнеторговой сделки купли-продажи, а также возможные риски при осуществлении сделки. Указанные расходы очень разнообразны и довольно ощутимы по размерам, достигая по массовым сырьевым грузам до 40 - 50% от цены соответствующего товара. Здесь обычно используется термин «франкировка», означающий, что покупатель свободен «франко» до пункта (станции, пристани, порта, склада, борта судна и т. п.) или аналога «франко» на другом, как правило, английском языке.

К числу расходов на поставку, учитываемых в базисных условиях, относятся разнообразные их виды при внешнеторговых операциях:

· затраты на подготовку товара к отгрузке с предприятия, фирмы, проверку количества и качества, отбор проб и проведение испытаний, упаковку;

· оплата доставки товара с погрузкой, выгрузкой и хранением при перевозке на транспортных средствах перевозчика внутри страны;

· оплата перевозки товара от пункта отправления до транспортных средств международного сообщения;

· расходы по погрузке продукции на транспортные средства международного сообщения;

· расходы по доставке товара средствами международных перевозок;

· затраты на страхование при международных перевозках;

· оплата выгрузки, перегрузки и хранения продукции в пункте назначения;

· оплата таможенных пошлин при пересечении границы и, наконец, расходы по доставке товара из пункта прибытия до склада покупателя.

На практике действует правило, согласно которому расходы экспортера по доставке товара включаются в цену последнего. Таким образом определяется исходная цена, используемая для установления записываемой в контракте.
Последнее важно для исчисления так называемой таможенной стоимости товаров, являющейся базой налогообложения и расчета внутренних цен.

Четкое разграничение базисных условий контракта, однозначное понимание каждого из них вырабатываются международной практикой. Впервые согласованное толкование основных коммерческих терминов, применяемых во внешней торговле, «Инкотермс» (International Commercial Terms) было разработано и принято Международной торговой палатой в 30-х годах.

В настоящее время действует обновленная и уточненная редакция международных коммерческих терминов «Инкотермс-2000». В ней дана подробная трактовка 13 основных (из общего числа 28) вариантов базисных условий контракта. При этом они по-новому подразделены применительно к современным способам транспортировки:

· для любых видов транспорта и смешанных перевозок - 7 вариантов;

· морским и внутренним водным транспортом - 6;

· воздушным транспортом – 1;

· железнодорожным - 1 вариант.

Краткие названия основных базисных условий контракта, записываемые в соответствующих документах, обозначены первыми буквами английских слов, выражающих их содержание. Главные из них:

· FAS (Free alongside ship)-«свободен вдоль борта», которое означает, что экспортер обязан доставить груз и несет риски и расходы по момент доставки и разгрузки товара на пристани порта отправления;

· FOB (Free on board)-«свободен на борту» - экспортер обязан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно;

· CFR (Cost, Freit)-«стоимость, фрахт» - груз доставляется экспортером в порт прибытия с разгрузкой на причале, по этот момент экспортер несет все риски и расходы, кроме страхования;

· CIF (Cost, Insuranee, Freit)«стоимость, страхование, фрахт» - экспортер доставляет груз в порт прибытия с разгрузкой на причале и несет все риски и расходы по момент разгрузки, включая страхование.

Перечень всех базисных условий и их значений приводится в Приложении 2 в конце учебника. Некоторые обязанности являются общими для экспортера и импортера при всех условиях. Так, продавец всегда должен, если иное не оговорено специально:

· поставить товар согласно контракту в указанный в нем пункт международного отправления;

· обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;

· получить и оплатить экспортную лицензию или необходимое разрешение на вывоз;

· оплатить таможенные пошлины и сборы по экспорту;

· нести риски и расходы до момента перехода товара в распоряжение
покупателя в пункте, предусмотренном контрактом.

В свою очередь покупатель при всех базисных условиях, если специально не оговорено иное, должен:

· принять товар в месте и в сроки, определенные контрактом, и оплатить контрактную цену товара;

· оформить и оплатить получение импортной лицензии или иного разрешения на ввоз.

Все возможные обязанности экспортера и (или) импортера при любых
базисных условиях поставки разбиты согласно «Инкотермс-2000» на 10 пунктов, которым присвоены соответствующие порядковые номера. Теперь их не надо перечислять текстуально - достаточно лишь указать необходимый номер для экспортера (А) и импортера (В). Перечень обязанностей и их нумерация приводятся в Приложении 3. Знание «Инкотермс» необходимо для участников внешнеэкономической деятельности. Поставляя товары на экспорт или закупая их по импорту, контрагенты несут определенные и часто немалые риски, в том числе в случае утраты или гибели товара, его неприбытия или несвоевременного прибытия в место назначения, потери качеств, нарушения сертификационных характеристик и т. п. Это может привести к подрыву отношений доверия, вызвать необходимость обращения за исковой защитой, в том числе через арбитраж. Если при заключении и оформлении контракта стороны ссылаются на «Инкотермс», они могут быть уверены в простом и четком распределении своих прав и обязанностей, исключении возможности возникновения недоразумений и споров по принятым формулировкам, обеспечении единообразного понимания и толкования условий внешнеторговой сделки. Ссылка на то, что условия сделки купли-продажи регулируются «Инкотермс», позволяет избежать многословных и расплывчатых определений, комментариев и оговорок, нередко затрудняющих обоснованные правовые, экономические и финансовые решения, вызывающих дополнительные расходы.

Наиболее часто применяемыми и используемыми в международной статистике для оценки стоимостных объемов экспорта и импорта являются базисные условия и цены FОВ(ФОБ) при экспорте и CIF(СИФ) при импорте.

Действие правил «Инкотермс» может быть показано на примере условия FOB, т.е. «свободен на борту», с указанием далее порта отгрузки: «Российские лесоматериалы FOB Находка». Это означает, что товар (в данном случае доски обработанные лиственных пород) доставляется экспортером в порт Находка и погружается им на борт судна. Риск гибели или повреждения товара, утраты (например, отсырение) им оговоренных в контракте качеств и другие обязанности экспортера переходят с продавца на покупателя (импортера) в момент пересечения товаром (крановым средством) поручней (линии борта) судна.

По условию FOB экспортер обязан:

· поставить лесоматериалы в соответствии с условиями договора купли-продажи с предоставлением предусмотренных контрактом данных, подтверждающих такое соответствие;

· погрузить их на борт судна, названного покупателем, в установленную дату или срок и незамедлительно уведомить импортера об отправке груза;

· нести все расходы и риски по доставке на судно в порту отгрузки до
момента фактического перехода товара (стрелы крана с лесоматериалами) через поручни судна, включая расходы по оплате всех пошлин, налогов и сборов, взимаемых при экспорте, а также расходы по совершению всех формальностей, обязательных для выполнения продавцом при погрузке товара на борт;

· обеспечить за свой счет обычную упаковку груза, кроме случаев, когда подобные товары отправляются, как правило, без упаковки;

· оплатить расходы, связанные с проверкой (взвешивание, подсчет, проверка качества), необходимой для осуществления поставки;

· оформить и представить за свой счет обычно принятый в практике чистый документ, удостоверяющий поставку груза на борт обозначенного судна;

· представить импортеру по его просьбе и за его счет свидетельство о происхождении товара;

· по просьбе импортера на его риск и за его счет оказать ему содействие в получении коносамента и других документов, помимо указанных в предыдущих пунктах, выдаваемых в стране отправления и/или происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для ввоза в страну назначения, а также для транзита при перевозке через третьи страны.

Подобным же образом можно расшифровать и обязанности импортера при внешнеторговой сделке купли-продажи товара на условиях FOB.

Условие и соответственно цена CIF означают, что в цену товара включена его основная цена - FOB и все последующие расходы по страхованию груза и транпортировке в пункт назначения.

Согласно концепции «Инкотермс» что главные трудности участников внешнеторговых сделок купли-продажи связаны со следующими моментами:

· неопределенность в части того, право какой страны должно применяться в контракте;

· недостаточность информации;

· различия в толковании базисных условий сделок.

Применение «Инкотермс» в значительной мере устраняет все эти трудности, хотя на практике иногда возникают ситуации, не поддающиеся единой трактовке. Они, как правило, обусловлены следующими причинами:

· особенностями отдельных видов торговли;

· обычаями некоторых портов;

· особыми условиями контрактов, требующими отступления от стандартных вариантов.

Но и в этих случаях решение облегчается с учетом общих подходов, сформулированных в «Международных коммерческих терминах».

В мировой торговле на протяжении почти 70 лет особое место занимают Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms). Они созданы для того, чтобы контрагенты из разных стран, заключающие договор купли-продажи, одинаково понимали основные права и обязанности сторон по транспортировке, упаковке, страхованию, таможенному оформлению товаров, а также по распределению рисков случайной гибели и повреждения товаров. Вместе с тем при применении ИНКОТЕРМС участников ВЭД могут подстерегать налоговые "ловушки". Однако подобных проблем можно избежать, если правильно составить внешнеторговый контракт.


Сейчас читают про: