double arrow

Какие правильно выбрать - ИНКОТЕРМС 1990 или 2000?

Несмотря на то, что ИНКОТЕРМС 2000 применяется уже около шести лет, во многих странах, в том числе и в России, при заключении внешнеторговых контрактов иногда используют ИНКОТЕРМС 1990: новая редакция не отменяет предыдущую. Поэтому, чтобы избежать разногласий в толковании терминов между продавцом и покупателем, в тексте контрактов купли-продажи обязательно следует четко указывать, какую редакцию правил используют стороны сделки.

Какие изменения были внесены в документ в 2000 году? Отличительная особенность новой редакции - более четкое толкование терминов и более точное отражение в формулировках документа торговой практики. Количество терминов в новой редакции осталось прежним (13), но в содержание некоторых из них были внесены существенные изменения. Приведем наиболее значимые из них.
FСА - уточнено, что если поставка производится со склада, завода (любого другого помещения) продавца, то в его обязанности входит загрузка товара в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем (если поставка осуществляется за пределами помещения продавца, то в его обязанности не входит обеспечение выгрузки товара и дальнейшей загрузки в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем).
FAS - обязанности по выполнению всех таможенных формальностей, необходимых для экспорта товара, а также получение экспортных лицензий или других официальных свидетельств возложены на продавца (в ИНКОТЕРМС 1990 это входило в обязанности покупателя).

DEQ - обязанности по выполнению всех таможенных формальностей, необходимых для импорта товара, а также по получению импортных лицензий или других официальных свидетельств возложены на покупателя (в ИНКОТЕРМС 1990 это было обязанностью продавца).
DDU, DDP - четко указано, что продавец не обязан выгружать товар в определенном договором месте назначения.
В ИНКОТЕРМС 2000 особое внимание обращено на то, какое условие поставки следует использовать в договоре при перевозке тем или иным видом транспорта. Все термины подразделены на две группы: первая включает условия поставки, применяемые при перевозке грузов любым видом транспорта (железнодорожным, автомобильным, авиа-, морским, внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта), вторая - только морским или внутренним водным. В первую группу входят условия поставки ЕХW, FСА, СРТ, СIР, DAF, DDU, DDP во вторую - условия, в которых использованы выражения "порт отгрузки" и "порт назначения" - FAS FOB, CFR,DES, DEQ. По мнению автора, целесообразнее применять правила ИНКОТЕРМС 2000 главным образом из-за более четкой трактовки терминов в этом документе.

ИНКОТЕРМС и налоговые "ловушки".

При заключении внешнеторгового контракта российскому участнику внешнеэкономической деятельности следует учитывать, что выбор условия поставки может повлиять и на его налоговые обязательства.

Переход права собственности

Важно учитывать, что ИНКОТЕРМС, как и Венская конвенция, не определяет порядок перехода права собственности от продавца к покупателю. Если момент перехода права собственности в договоре специально не установлен, то каждая сторона, как правило, определяет его по нормам своего национального законодательства исходя из условий договора.
Неопределенность с переходом права собственности может привести к возникновению спорных ситуаций между российским экспортером и налоговыми органами. Нередко момент перехода права собственности налоговики определяют исходя из условий поставки, на основании чего отказывают экспортерам в возмещении НДС.
В таких случаях свою правоту предприятиям приходится доказывать в суде. К примеру, в постановлении Президиума ВАС России от 18.02.97 № 3620/96 указано, что арбитражный суд отказал экспортеру, поставлявшему продукцию на условиях FСА, в праве на льготу по НДС. Правда, в последнее время судебные решения принимались и в пользу экспортеров.

Пример 1
В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.01 № А56-17737/01 указано, что право применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых товаров не связано с условиями поставки и зависит от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара. А значит, несмотря на то что российская фирма поставила товар на условиях FСА (по мнению налоговой инспекции, это означает, что товар реализован на территории России), она имеет право на возмещение НДС. Подобные выводы можно найти также в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.08.01 № КА-А40/3994-01 и от 06.05.02 № КА-А40/2696-02.

Уплата НДС на таможне

Другая налоговая "ловушка" может поджидать российских участников ВЭД - импортеров. Если стороны выбрали условие поставки DDP, то продавец должен уплатить все налоги и сборы, взимаемые при ввозе товара в Россию, включая НДС, уплачиваемый на таможне. Однако из-за того, что НДС на таможне уплачивается именно иностранным поставщиком, российский импортер (покупатель товара) не сможет предъявить его к вычету. Именно такую позицию занимают налоговые органы и арбитражные суды.

Пример 2
В постановлении от 19.11.01 № А56-17468/01 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа отражены материалы дела, согласно которым российская фирма импортировала товары на условиях ООР. Иностранный поставщик оплатил все расходы по доставке товара, а также таможенные пошлины и НДС. В связи с этим, по мнению суда, для российской фирмы стоимость импортируемого товара должна включать расходы по оплате платежей, взимаемых при его ввозе на таможенную территорию России, в том числе НДС. Следовательно, принятие таможенного НДС к вычету российским покупателем в таком случае неправомерно.

Выходом из сложившейся ситуации может быть специальная оговорка в контракте о том, что НДС при ввозе товара уплачивает российский импортер. Тогда продавец по-прежнему будет нести все расходы по доставке и таможенному оформлению товара при его ввозе на территорию России, но НДС на таможне будет платить покупатель. В этом случае импортер сможет принять к вычету таможенный НДС.




Сейчас читают про: