double arrow

ЭКСПОРТНАЯ ПЕРЕВОЗКА

СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТА

16.1. История и структура рисков потери иностранных инвестиций.

16.2. Гарантии экспортных кредитов.

16.3. Условия страхования рисков.


17.1. Морская перевозка грузов.

Специфика таможенного контроля

и таможенного оформления товаров, перевозимых морским транспортом

Согласно положениям ст. 360 ТК РФ таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, пересекающие таможенную границу Российской Федерации, за исключением прямо предусмотренных Таможенным кодексом РФ случаев. В полной мере это распространяется и на морские и речные суда, а также на перевозимые на них товары[41]. При этом следует учитывать, что согласно 360 ТК РФ при ввозе товаров и транспортных средств в Россию таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы Российской Федерации, а при их вывозе из России – с момента принятия таможенной декларации. Отсюда следует вывод о том, что для осуществления своих контрольных функций таможенные органы должны быть заблаговременно уведомлены о намерении каждого конкретного судна пересечь границу России.

На практике это регулируется нормами морского права и выглядит следующим образом: капитан судна или уполномоченный на это морской агент обязаны уведомить таможенный орган и федеральную пограничную службу о намерении пересечь границу Российской Федерации не менее чем за 48 часов до его прибытия в порт назначения, а при длительности перехода судна менее 48 часов – не позднее чем через один час с момента выхода судна из порта отправления.

По прибытии в порт (к причалу или на рейд) все суда загранплавания приобретают статус находящихся под таможенным контролем и в соответствии с положениями ст. 362 ТК РФ любое изменение места стоянки судна возможно только с ведома и по предварительному согласованию с таможенными органами. Запрещено без разрешения таможенных органов причаливание к судам, находящимся под таможенным контролем, и передача с них каких-либо предметов на берег.

Таможенное оформление и таможенный контроль морских судов, судовой команды и пассажиров производится после санитарного и карантинного осмотра. До спуска карантинного флага вход на судно кого-либо не разрешается.

Капитан судна обязан представить сотрудникам таможенных органов все требуемые для проведения таможенного контроля документы. Если это продиктовано служебной необходимостью, когда требуется постоянное присутствие на борту одного или нескольких сотрудников таможни, судовая администрация обязана предоставить в их распоряжение бытовые и служебные помещения, необходимые для выполнения своих служебных обязанностей.

Перечень документов, необходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформления морских судов и перевозимых на них товаров, определен ФТС (ГТК) России и включает следующие документы.

1. Общая (генеральная) декларация.

Является основным документом, содержащим сведения о судне при его приходе или отходе, подписывается капитаном судна, судовым агентом или иным уполномоченным на это лицом и содержит следующие сведения: название судна, его национальную принадлежность, данные о регистрации, данные о тоннаже, фамилию капитана судна и фамилию судового агента в данном порту, количество пассажиров на борту, краткие сведения о рейсе, порте прибытия или убытия, краткое описание находящихся на борту товаров, дату и час прибытия или убытия, а также место стоянки во время пребывания в порту.

2. Грузовая (cargo) декларация.

Служит основным документом, отражающим сведения о товарах, не включенных в декларацию о судовых припасах и в индивидуальные декларации членов экипажа, также подписывается капитаном судна, судовым агентом или иным специально уполномоченным на это лицом и содержит следующие сведения: название судна, его национальную принадлежность, фамилию капитана судна, порт отправления и порт составления декларации, описание товара (включая количество мест, упаковку, маркировку и прочие данные), номера коносаментов на подлежащие выгрузке в данном порту товары, порты выгрузки остающихся на борту товаров, а также наименование портов, где эти товары были погружены.

3. Декларация о судовых припасах.

Является документом, отражающим сведения о товарах, предназначенных для потребления на судне (продовольствии, топливе, смазочных материалах, количестве воды, средствах материально-технического обеспечения и пр.), и подписывается капитаном судна, судовым агентом или лицом, уполномоченным на это капитаном.

4. Судовая роль – это документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна, также подписывается капитаном, судовым агентом или иным уполномоченным на это лицом и содержит следующие сведения: название судна, его национальная принадлежность, фамилии, имена, национальность, даты и места рождения, звания и должности членов экипажа, вид и номера документов, удостоверяющих их личность, порт и дату прибытия, порт отправления.

5. Список пассажиров.

Является основным документом, содержащим сведения о находящихся на борту судна пассажирах, подписывается капитаном судна или иным специально уполномоченным на это капитаном лицом и содержит следующие сведения: название судна, его национальную принадлежность, фамилии, имена, национальность, дату и место рождения, порт посадки и высадки находящихся на борту пассажиров, а также порт и дату прихода судна.

6. Список оружия.

Является основным документом, содержащим сведения о наличии на борту судна оружия[42], подписывается капитаном судна и, помимо сведений о количестве оружия (с указанием его марок), заводских номерах и владельцах оружия на борту, должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности оружия во время стоянки судна в порту и недопущении сноса оружия на берег.

7. Список наркотиков и наркотикосодержащих медицинских препаратов.

Является основным документом, содержащим сведения о наличии наркотиков на борту судна[43], подписывается капитаном судна и, помимо сведений о количестве наркотиков или их содержащих медицинских препаратах, их наименовании, должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности наркотиков и медицинских препаратов во время стоянки в порту и недопущении сноса их на берег.

8. Справка о наличии валюты и валютных ценностей.

Является основным документом, содержащим сведения о наличии российской и иностранной валюты, а также иных валютных ценностей в судовой кассе, и подписывается лично капитаном судна[44].

9. Коносамент – это документ, определяющий правоотношения между перевозчиком и получателем груза, в котором должны быть отражены:

· наименование судна (если груз был принят для перевозки на определенном судне),

· наименование перевозчика,

· место приема и погрузки груза;

· наименование отправителя;

· место назначения груза, наименование получателя (именной коносамент) или указание на то, что коносамент выдан на предъявителя,

· наименование груза, имеющаяся на нем маркировка, число мест, количество (объем, вес), в случае необходимости – особые свойства или условия хранения груза, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи (либо указание на то, что фрахт полностью оплачен),

· время и место выдачи коносамента, подпись капитана судна или иного представителя перевозчика.

10. Грузовой манифест – это подписываемый капитаном или уполномоченным им лицом документ, в котором должны быть в полном объеме отражены все сведения об имеющемся на борту судна грузе.

Таможенное оформление и таможенный контроль судов, багажа судовой команды и пассажиров производится в течение всего времени суток по мере их готовности и в порядке очередности. Пассажирские суда оформляются вне очереди. Как правило, таможенное оформление и таможенный контроль производятся у причала, однако в светлое время суток оно может быть произведено и на рейде при условии, что волнение моря не превышает трех баллов.

Во время таможенного контроля необходимо:

– проверить достоверность сообщенных таможенному органу сведений;

– проверить записи в журналах материального учета судна и счета, если судно закупало материально-техническое снабжение[45];

– проверить и заверить индивидуальные таможенные декларации членов судовой команды и пассажиров, если они покидают судно в данном порту;

– опечатать, по возможности, трюмы, в которых находятся товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту;

– опечатать алкогольные и табачные изделия, если они не предназначены к сносу на берег или к потреблению членами судовой команды во время стоянки в порту;

– опечатать оружие и наркотикосодержащие медицинские препараты.

Досмотр судна должен производиться сотрудниками таможни в присутствии сопровождающего из членов судовой команды. Досмотр личных вещей пассажиров и членов судовой команды должен производиться в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на борту судна либо в специально оборудованных для этого досмотровых залах или досмотровых комнатах на проходных порта.

Таможенное оформление товаров, ввозимых морским транспортом в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке), производится в таможнях, расположенных в местах ввоза. Таможенное оформление товаров, ввозимых морским транспортом в соответствии с другими таможенными режимами, производится в соответствии с общими правилами. Порядок таможенного оформления и контроля товаров, догружаемых в судно в российском порту и вывозимых впоследствии из России, также традиционен (наличие всевозможных лицензий, сертификатов, подача ГТД, уплата платежей и пр.).

Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля при отходе судна, включая перечень предоставляемых в таможню документов, во многом повторяет выше рассмотренный порядок оформления и контроля на приход, и останавливаться на нем подробно нет необходимости.

При следовании судна в так называемый «малый каботаж» (плавание судна между портами одного государства в одном водном бассейне) в судовой грузовой декларации и ее копии проставляется соответствующий штамп таможни, заверенный личной номерной печатью инспектора, производившего оформление. При приходе судна малым каботажем в порт назначения капитан обязан в течение 30 минут уведомить об этом таможенный орган и вручить его сотрудникам судовую грузовую декларацию о судовых припасах и товаро-сопроводительные документы (коносаменты).

При оформлении судов, следующих из одного российского порта в другой, находящийся в ином водном бассейне («большой каботаж»), без заходов в пути следования в иностранные порты отход оформляется аналогично отходу судна за границу, а грузы – в соответствии с правилами доставки под таможенным контролем. Если же при приходе судна из большого каботажа в ходе таможенного оформления будет установлено, что в пути его следования действительно не совершались заходы в иностранные порты либо не было причаливания к иностранным судам или российским судам, находящимся под таможенным контролем, то старший оперативной дежурной смены таможенного органа, производящего оформление судна «на приход», может ограничиться только документальным таможенным оформлением, исключив ее фактическую составляющую.



Сейчас читают про: