В работе по исполнению импортной сделки выделим следующие направления:
1. контроль за качественным и своевременным изготовлением закупленного товара и подготовкой его к отгрузке из-за границы;
2. организация транспортировки товара и сдача его отечественному заказчику (получателю);
3. таможенное оформление завезенного товара на территорию России;
4. проведение расчетов за поставленный товар;
5. претензионная работа с иностранным поставщиком и транспортными организациями.
• Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
Контроль за качеством закупленного импортного товара наиболее эффективен, когда российский покупатель осуществляет предварительное инспектирование (испытание, осмотр) товара в стране продавца. В этом случае покупатель заблаговременно подбирает квалифицированных специалистов для командирования за границу и оформляет их выезд.
По получении извещения продавца о готовности товара к испытанию представители покупателя направляются на предприятия иностранного поставщика, а при необходимости и на предприятия субпоставщиков для участия в испытаниях. Проверка качества товара может производиться непосредственно в цехах в ходе производственного цикла, на складе готовой продукции либо в пункте отгрузки перед отправкой товара в Россию. После проведения испытаний и получения положительных результатов составляется протокол испытаний, подписываемый обеими сторонами контракта. Такой протокол является основанием для выдачи покупателем (уполномоченным им представителем) продавцу разрешения на отгрузку товара. Одновременно может осуществляться и проверка количества товара.
По договоренности сторон проверка качества и количества товара может быть поручена независимым компетентным организациям, фирмам, известным покупателю. В ряде случаев проверка товара в стране продавца осуществляется государственными органами, сертификационными центрами, которые выдают соответствующий сертификат качества и другие необходимые документы.
Российский покупатель обязан обеспечить ввоз из-за границы импортного товара, полностью соответствующего действующим в России нормативам, которыми установлены обязательные требования к товарам исходя из российского законодательства. В эти требования входят безопасность и экологическая чистота товаров, проверка их функциональных свойств и др.
Необходимо помнить, что Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 20) предусматривает применение определенных технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров и контроль за их качеством. Законом запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:
1) не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в настоящей статье;
2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами ТПП РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.
На ввозимые товары, подлежащие обязательной сертификации, покупатель требует от иностранного поставщика необходимый сертификат соответствия или протокол испытаний.
Сертификация товара с целью получения признаваемых в России документов может осуществляться за границей испытательной лабораторией или иным органом по сертификации, аккредитованным в международной системе сертификации, по правилам и процедурам, принятым в странах — членах межгосударственного Соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации. Если получить необходимый сертификат соответствия до отгрузки товара из-за границы не представляется возможным, российский покупатель обязан обеспечить проведение сертификации в нашей стране по прибытии импортного товара.
Заключительная проверка качества импортного товара всегда проводится после ввоза товара на территорию России. Она может носить характер окончательной приемки товара, если таковая предусмотрена импортным контрактом. По условиям контракта окончательная приемка может осуществляться либо во входном погранпункте (в морском торговом порту, на железнодорожной погранстации или пограничном пункте автоперехода), либо в пункте назначения внутри страны (на складе или строительной площадке грузополучателя). Последний вариант наиболее предпочтителен для российской стороны.
Результаты проверки качества и количества товара на складе грузополучателя обычно оформляются актом внутрискладской приемки. Такая проверка завезенного товара проводится силами самого грузополучателя либо по поручению российского покупателя (заказчика) независимой компетентной организацией.
Наибольший опыт проверки качества и количества импортных товаров имеют организации группы «СОЭКС», в особенности «Росэкспертиза» на территории России, а в Москве — «Мосэкспертиза». По заявке заказчика указанные организации выдают соответствующий акт экспертизы или сертификат качества, составленный на русском или иностранном языках.
Если предусмотрено участие иностранного поставщика в приемке товара на территории России, покупатель оказывает необходимое содействие в отношении прибытия иностранного представителя в конкретный пункт субъекта РФ, обеспечения его надлежащим жилым помещением и организации нормальных условий работы. По результатам проверки состояния поступившего товара полномочные представители продавца и покупателя подписывают акт сдачи-приемки товара. Впрочем, такой акт можно составлять не только в пункте прибытия товара, но и в погранпункте и даже за границей, если это отражено в импортном контракте.
Контроль за качеством импортного товара продолжается и после его приемки — в процессе реализации, причем по товарам, на которые получена гарантия продавца, — до истечения гарантийного срока (срока годности, хранения). В случае обнаружения дефектов или признаков недоброкачественности товара покупатель незамедлительно принимает меры к устранению дефектов или замены недоброкачественного товара. Незначительные дефекты целесообразно устранять на месте за счет иностранного поставщика силами его представителей или силами самого покупателя (получателя) товара.
В случае полной непригодности товара российский покупатель незамедлительно информирует об этом иностранного поставщика и предлагает ему распорядиться товаром. Забракованный товар подлежит возврату продавцу для его замены другой партией доброкачественного товара либо уничтожению на месте с согласия продавца. Возврат забракованного товара обеспечивается покупателем за счет продавца.
Все же приоритетная задача российского покупателя — предотвратить отгрузку некачественного товара из-за границы и добиваться обеспечения сохранности товара в процессе транспортировки до конечного пункта назначения. Всегда лучше предупредить возможность наступления нежелательных событий, чем исправлять допущенные огрехи постфактум.
Контроль за исполнением импортной сделки в предотгрузочный период включает еще отслеживание хода подготовки товара к отгрузке из-за границы. Российскому покупателю важно располагать своевременной информацией иностранного поставщика о готовности товара к отгрузке, а также о произведенной отгрузке.
Извещение продавца об ожидаемой дате готовности товара к отгрузке особенно необходимо покупателю, когда последний обязан в соответствии с базисными условиями поставки обеспечить подачу транспортного средства в пункт отгрузки. Если такая информация запаздывает, целесообразно напомнить об этом продавцу. По получении извещения об отгрузке товара из-за границы покупатель дает соответствующие инструкции российскому заказчику (грузополучателю, экспедитору) для обеспечения приемки товара.
• Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию
В зависимости от базисных условий поставки, предусмотренных в контракте, отгрузка и (или) доставка товара до пункта назначения обеспечивается продавцом либо покупателем.
Если товар отправляется из-за границы продавцом, покупатель обязан своевременно сообщить продавцу необходимые отгрузочные инструкции, включая точное наименование пункта назначения и реквизиты грузополучателя. Эти данные могут быть известны покупателю уже в момент заключения сделки. Тогда целесообразно сразу же передать их продавцу, причем необходимые сведения можно указать и в контракте. Во всех случаях покупателю надлежит позаботиться, чтобы продавец получил отгрузочные инструкции до начала срока отгрузки товара.
Когда товар отправляется из-за границы непосредственно в адрес отечественного грузополучателя, покупатель обязан своевременно сообщить продавцу подробные адресные и транспортные реквизиты получателя товара. При железнодорожных перевозках указывается станция и дорога назначения, при необходимости еще ветка или склад получателя. При наличии нескольких грузополучателей поставляемой партии товара покупатель направляет продавцу или своему экспедитору во входном погранпункте импортную разнарядку, в которой указываются полные реквизиты всех получателей и количество товара, подлежащего отгрузке каждому из них. Разнарядка должна поступить инопоставщику до отгрузки товара, а экспедитору в погранпункте — до прибытия товара в этот пункт. Если товар прибывает морем и заранее неизвестен конкретный порт выгрузки в пределах данного бассейна (например, один из Балтийских или Черноморских портов), целесообразно для подстраховки направить разнарядку в несколько портов соответствующего бассейна.
При массовых отгрузках в течение календарного года практикуется передача в пункты отгрузки или перевалки (порты) постоянной разнарядки, действующей на весь год. По мере прибытия очередных партий товара покупатель сообщает экспедитору только количество товара, подлежащего отгрузке из данной партии каждому конкретному получателю в счет постоянной разнарядки.
Когда подача транспортного средства является обязанностью российского покупателя, последний, исходя из информации продавца о сроках готовности товара к отгрузке, должен заблаговременно заказать соответствующий транспорт и обеспечить его подачу в определенный пункт отгрузки товара за границей к установленному сроку.
Соблюдая установленный транспортными организациями порядок, покупатель выдает заявку на железнодорожные вагоны, авто- или авиатранспорт (при базисе поставки «FCA в пункте отправки за границей») или ордер на фрахтование тоннажа (при базисе «FOB иностранный порт»). Далее покупатель контролирует закрепление транспортного средства, тесно контактируя с соответствующей транспортной или экспедиторской организацией. Получив ее подтверждение о предоставлении транспортного средства, покупатель незамедлительно извещает продавца о произведенном фрахтовании тоннажа или закреплении иного транспортного средства с указанием ожидаемой даты его прибытия под погрузку. При морской перевозке сообщается название судна и его позиция (дата или десятидневный временной интервал ожидаемого прибытия в порт погрузки).
После завершения погрузки и оформления транспортного документа продавец должен незамедлительно известить покупателя о произведенной отгрузке, чтобы покупатель дал необходимые инструкции в порт прибытия или сухопутный пункт назначения и обеспечил надлежащую приемку груза, а при необходимости его переотправку конечному грузополучателю.
Если продавец не обязан страховать товар в пути следования, покупатель сам заботится о надлежащем транспортном страховании груза. Для этого он направляет в страховую компанию (наиболее авторитетной российской организацией по страхованию внешнеторговых грузов является АО «Ингосстрах») заявление на страхование данной партии импортного товара.
При поставке товара на условиях CIF или CIP (поименованный пункт назначения) покупатель заинтересован заранее согласовать с продавцом все условия страхования и проконтролировать выполнение этих условий продавцом. Следует четко представлять, в какой момент переходят с продавца на покупателя все риски случайного повреждения и частичной или полной утраты груза по условиям CIF и CIP. Нередко участники ВТД ошибочно полагают, что таким моментом является выгрузка товара в порту назначения или сухопутном пункте прибытия. Подобные ошибки, к сожалению, встречаются даже в некоторых учебниках и учебных пособиях. На самом деле моментом перехода вышеуказанных рисков является погрузка товара на борт судна (при водных перевозках) или на иное транспортное средство (при сухопутных и воздушных перевозках).
Приведем поучительный пример из внешнеторговой практики. Из западно-африканского порта было отгружено 5 тыс. т какао-бобов, закупленных на условиях «CIF Ленинград/Рига». Товар был упакован в джутовые мешки весом по 60 кг нетто. Продавец зафрахтовал под трамповую перевозку иностранное судно и застраховал груз в солидной английской страховой компании. Оплата товара была произведена с аккредитива против представленных в банк отгрузочных документов.
В пути следования судно заходило в порт Гамбург, что допустимо при базисе поставки CIF. После выхода судна из указанного порта разразился сильный шторм, вследствие чего судно село на мель. В целях восстановления плавучести судна для его спасения как более дорогого имущества по сравнению с грузом капитан распорядился выбросить за борт часть перевозимой партии какао-бобов. Вскоре значительное количество мешков с какао-бобами было выловлено местными рыбаками и просушено на берегу. Однако в результате подмочки какао-бобов морской водой их внешняя оболочка покрылась плесенью. Такой продукт, по авторитетному заключению экспертов, не является полностью испорченным и пригоден к использованию после специальной обработки на кондитерских предприятиях заказчика, причем дополнительные затраты на такую обработку компенсируются разумной уценкой.
Основная часть партии какао-бобов, оставшаяся на судне, была не повреждена и доставлена в порт назначения. Одновременно в порту Гамбург были добросовестно оформлены документы, необходимые для получения от страховщика возмещения убытков в связи с наступлением страхового случая. Поскольку продавец выполнил свои обязанности, предусмотренные контрактом, забота о возмещении возникших убытков из-за частичной утраты и повреждения товара легла на отечественного покупателя (внешнеторговое объединение).
Для принятия решения о надлежащих действиях по такому неординарному событию покупатель провел серию обстоятельных консультаций с договорно-правовыми и страховыми организациями в нашей стране и за рубежом. В результате покупатель подготовил и направил страховщику все документы, подтверждающие право на получение страхового возмещения. Учитывая, что возмещению подлежала довольно крупная сумма, страховая компания переводила эту сумму по частям в течение нескольких месяцев. Примечательно, что убытки были оплачены из расчета рыночной цены товара на момент наступления страхового случая, которая оказалась выше контрактной стоимости. Но и закупку некоторого количества какао-бобов взамен утраченного и уцененного товара пришлось производить по новой цене.
По прибытии импортного товара в пункт назначения и при выгрузке с транспортного средства проверяется в первую очередь соответствие количества грузовых мест и их состояния данным транспортного документа. В случае расхождений, выявленных в пункте выгрузки (недостача или излишек мест, а также их повреждение), покупатель (грузополучатель) требует от перевозчика составить коммерческий акт при железнодорожных и авиаперевозках либо акт-извещение при морских перевозках. Указанные документы необходимы для заявления претензии перевозчику или страховой компании на возмещение недостачи, повреждение товара. Акт-извещение, составленный в порту выгрузки, служит необходимым основанием для последующего оформления аварийного сертификата страховой компании, дающего грузовладельцу право получить возмещение понесенных убытков.
Для отгрузки импортного товара из входного порта в адрес грузополучателя по поручению покупателя (или его экспедитора) порт организует перевалку груза по возможности прямым вариантом «борт судна — вагон». При отсутствии железнодорожных вагонов в порту в момент разгрузки судна товар временно размещается на складе порта и затем отправляется по назначению в возможно короткий срок. За сохранность товара несет ответственность порт, а в дальнейшем — железная дорога. Грузополучатель может организовать самовывоз товара из порта автотранспортом.
Если после отгрузки товара из порта в конечном пункте назначения обнаружится частичная или полная утрата или повреждение груза, конечный перевозчик обязан удовлетворить обоснованную претензию грузополучателя.
Успешное завершение транспортной операции — своевременная и сохранная доставка импортного товара — во многом зависит от эффективных действий российского покупателя на всех этапах продвижения товара от иностранного продавца до отечественного грузополучателя.
• Таможенное оформление ввозимого товара
Таможенное оформление импортноготовара может производиться во входном погранпункте либо в пункте назначения в зависимости от способа транспортировки и контейнеризации груза.
Общие правила таможенного оформления импортных товаров совпадают с теми, которые применяются при экспорте. Аналогичным образом заполняется ГТД и осуществляется декларирование товара лицом, перемещающим товар, либо назначенным им таможенным брокером. При ввозе товаров лицом, перемещающим товар, обычно считается грузополучатель или заказчик импортного товара или сам импортер.
Вместе с тем существуют и некоторые особенности таможенных процедур при ввозе товаров из-за границы. В Таможенном кодексе РФ, Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и других нормативных актах предусмотрены определенные ограничения на ввоз товаров и запрещения ввоза товаров.
Ввоз в РФ отдельных товаров и транспортных средств может быть запрещен или ограничен исходя из интересов государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ, а также положений международных договоров РФ.
В случае если товары, запрещенные к ввозу в Россию, окажутся на территории нашей страны, они подлежат немедленному вывозу за пределы страны, а в определенных случаях предусмотрена их конфискация. Вывоз этих товаров производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или неосуществлении немедленного вывоза товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ. Предельный срок хранения таких товаров на указанных складах составляет трое суток.
В Законе о таможенном тарифе изложена система определения таможенной стоимости ввозимых товаров, которая основана на общих принципах таможенной оценки, принятых ВТО. Таможенная стоимость ввозимого товара определяется (и заявляется) декларантом согласно установленным методам определения таможенной стоимости. Определение таможенной стоимости должно основываться на реальной стоимости ввозимых или подобных им товаров, по которой эти товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях свободной конкуренции.
Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара. По требованию этого таможенного органа при необходимости подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан предоставить нужные сведения. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара.
Для определения таможенной стоимости ввозимого товара применяются последовательно шесть методов:
• по цене сделки с ввозимыми товарами;
• по цене сделки с идентичными товарами;
• по цене сделки с однородными товарами;
• на основе вычитания стоимости;
• на основе сложения стоимости;
• резервный метод.
В Законе расшифрована сущность каждого из этих методов.
В статье «Соблюдение конфиденциальности информации» говорится: «Информация декларанта, определенная им как коммерческая тайна, может быть использована таможенным органом исключительно в таможенных целях.
За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, таможенный орган и его сотрудники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».
Раздел V Закона «О таможенном тарифе» посвящен определению страны происхождения товара, где указано, что страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с нижеуказанными критериями:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
Критерию достаточной переработки не отвечают следующие операции:
• по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
• по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
• простые сборочные операции;
• смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара. Этот документ представляется в обязательном порядке в следующих случаях:
• на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;
• на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования ВЭД;
• если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, а также законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов РФ;
• в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа РФ есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.
Сертификат о происхождении товара должен содержать:
а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
Обратим еще внимание на названия таможенных режимов, применяемых при ввозе товаров согласно действующему Таможенному кодексу РФ. Вместо прежнего названия «импорт» теперь основным режимом при ввозе товаров является «выпуск для внутреннего потребления», а в соответствующих случаях еще другие режимы — «таможенный склад», «переработка на таможенной территории», «переработка вне таможенной территории», «беспошлинная торговля», «временный ввоз», «свободная таможенная зона», «свободный склад»».
Покупатель должен заблаговременно позаботиться о получении всех документов, требующихся для целей таможенного оформления (включая документы о сертификации, санитарные, карантинные и иные), и представить их таможенному органу вместе с ГТД.
Учитывая, что требования таможенных органов довольно часто подвергаются корректировке, российским импортерам, заказчикам и грузополучателям импортных товаров необходимо внимательно следить за нормативными документами ФТС (ГТК). С этой целью полезно поддерживать тесные деловые контакты с таможенным учреждением, в сфере деятельности которого находится данный участник ВТД.
• Расчеты за импортный товар
Платеж за импортный товар не обязательно совпадает по времени с моментом физического завоза товара. В зависимости от способа и сроков платежа, предусмотренных импортным контрактом, российский покупатель действует по-разному.
Усилия покупателя должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить получение товара и всех необходимых документов от иностранного поставщика, исключить возможность его недобросовестных действий, максимально защитив при этом права отечественных получателей и потребителей импортного товара. При авансовом платеже в целях обеспечения выполнения продавцом своих обязательств по контракту важно получить надлежащую платежную (банковскую) гарантию и проверить ее действенность. Желательно получить от продавца такую гарантию еще при заключении сделки, но во всяком случае до осуществления платежа за купленный товар. Целесообразно также по возможности производить авансовый платеж не полной суммы контракта, а лишь какой-то ее части.
В мировой практике платеж обычно производится против представления продавцом необходимых покупателю документов, что может происходить до или после прибытия товара в пункт назначения.
При аккредитивной форме расчетов отечественный покупатель должен своевременно открыть аккредитив в пользу иностранного продавца. Обычно аккредитив открывается по получении извещения продавца о готовности товара к отгрузке или по специальному запросу продавца, как это оговорено в контракте. Во избежание длительного замораживания денежных средств нецелесообразно открывать аккредитив задолго до отгрузки товара и с избыточным сроком его действия. Нежелательно также открывать подтвержденный аккредитив, что сопряжено с дополнительными расходами и фактически означает согласие покупателя с сомнениями иностранного продавца относительно платежеспособности российской стороны.
Для открытия аккредитива покупатель, выступающий в качестве приказодателя, направляет соответствующему банку заявление на аккредитив, условия которого должны соответствовать предусмотренным в контракте. Далее покупатель контролирует использование аккредитива продавцом и заботится о получении всего комплекта документов, обусловленных аккредитивом. По получении документов покупатель тщательно проверяет их и при обнаружении каких-либо расхождений, изъянов, неправильностей в оформлении документов или недополучения какого-либо документа незамедлительно сообщает свои замечания и возражения продавцу. Если по мнению покупателя выплата с аккредитива произведена неправильно, он вправе опротестовать ее через банк.
При расчетах по инкассо, что более выгодно покупателю, последний также проверяет поступившие от продавца документы и в установленный срок направляет в банк акцепт-поручение на перевод причитающейся суммы в оплату счета продавца. Кстати, покупатель может задержать оплату счета или оплатить его не в полной сумме, если для этого возникнут веские основания, о чем необходимо незамедлительно проинформировать продавца.
Покупатель всегда заинтересован производить оплату товара не сразу в полной сумме, а по частям. В практике внешнеэкономических организаций нередко аккредитив выставлялся на оплату 90—95% стоимости товара, а остальная сумма резервировалась для возможных удержаний в возмещение недостачи по количеству или в связи с пониженным качеством товара, зафиксированным при приемке товара в стране покупателя. В таких случаях первоначальный счет продавца является, по существу, предварительным, а окончательный расчет с продавцом производится по результатам приемки товара в соответствии с условиями контракта.
Для покупателя всегда предпочтительнее рассчитываться за товар после его приемки в пункте назначения. При импортных заказах на поставку комплектного оборудования, строительство каких-либо объектов целесообразно завершать расчеты с иностранным поставщиком или подрядчиком после окончания строительно-монтажных работ, ввода объекта в эксплуатацию и даже после достижения запроектированных эксплуатационных показателей (производительности, мощности и т.д.). Если иностранный поставщик, подрядчик предоставляет рассрочку платежа (кредит), нецелесообразно производить платеж ранее установленного срока.
• Претензионная работа по импорту
При осуществлении поставок и расчетов за импортный товар и особенно после их завершения покупатель обеспечивает четкую постановку претензионной работы, контролируя своевременное получение от продавца, а также от транспортно-экспедиторских и страховых организаций возмещения убытков (включая упущенную выгоду), если таковые возникнут.
Наиболее распространенными основаниями для заявления претензий продавцу являются: просрочка поставки, недостача товара по количеству, дефектное или пониженное качество товара, а также обнаруженные в течение гарантийного срока дефекты, неисправности тех товаров, на которые получены соответствующие гарантии.
Существенное значение имеет правильное оформление претензионных документов и отсылка их адресату в установленные сроки. Иногда после отправления основных претензионных материалов приходится какие-то из них дорабатывать и досылать дополнительные документы. Необходимо вести учет всех заявленных претензий, контролировать ход их рассмотрения другой стороной и поступление сумм, признанных по каждой претензии. Неполучение ответа на претензию нельзя автоматически считать ее молчаливым признанием. Но по претензии, оставленной без ответа, заявитель приобретает право передать дело на рассмотрение в третейский суд.
Как свидетельствует торговая практика, подавляющее большинство заявленных претензий разрешается дружественным путем. Однако если достичь дружественного урегулирования возникшего спора не удается, а заявитель претензии уверен в обоснованности своей позиции, он вправе передать дело в арбитраж в соответствии с условиями контракта.
Исковое заявление должно быть четко сформулировано и надлежащим образом отправлено в предусмотренный арбитражный орган согласно регламенту или правилам последнего. Обычно копия искового заявления одновременно высылается ответчику. Далее в ходе арбитражного разбирательства как истец, так и ответчик всячески стремятся подкрепить свою позицию, при необходимости представляя в арбитраж дополнительные документальные доказательства.
Рассмотрение дела в арбитраже, которое в сложных случаях может растянуться на несколько месяцев, завершается вынесением арбитражного решения. Это решение по правилам многих международных арбитражных судов является окончательным, обязательным для обеих сторон сделки и не подлежит обжалованию. Однако на практике приходится сталкиваться с такими явлениями, когда «проигравшая» сторона (должник) не исполняет добровольно арбитражное решение. Тогда потерпевшая сторона (кредитор) вынуждена обратиться в судебный орган страны должника с исковым требованием о принудительном взыскании причитающейся суммы с должника.
При исполнении импортных сделок российскому покупателю не следует забывать также о правах иностранного продавца заявлять претензии покупателю в тех случаях, когда последний нарушает контрактные обязательства, например, при неосновательном отказе от оплаты товара или задержке платежа, в случае опоздания с подачей транспортного средства (если это обязан обеспечить покупатель), несвоевременного сообщения отгрузочных инструкций, разнарядки и др.
По завершении импортной операции (как и при экспорте) ее результаты целесообразно комплексно проанализировать, оценить степень ее эффективности и разработать мероприятия по дальнейшему повышению эффективности последующих импортных поставок. Весьма полезен также обобщенный анализ по совокупности всех операций, проведенных за определенный временной период (квартал, полугодие, год).
В современных условиях особое внимание нужно уделять качеству, техническому уровню и безопасности завозимых товаров, обеспечению их сохранности и надлежащего использования, не допускать ввоза низкокачественных, малорентабельных товаров и избегать чрезмерного импорта товаров, конкурирующих с отечественной продукцией, поскольку это может повлечь неоправданное разорение отечественных товаропроизводителей и угрозу экономической безопасности нашей страны.
• Выводы
1. Российской стороне необходимо четко контролировать ход исполнения сделки на всех этапах этой завершающей стадии внешнеторговой операции.
2. При исполнении экспортных сделок работа ведется по следующим основным
направлениям:
• подготовка товара к поставке для экспорта;
• таможенное оформление экспортного товара;
• организация отгрузки и транспортировки товара за границу;
• проведение расчетов с иностранным покупателем;
• работа с претензиями по экспортным сделкам.
3. Работа по исполнению импортных сделок включает:
• контроль за качеством импортного товара и отгрузкой его из-за границы;
• транспортировка товара из-за границы и ввоз в Россию;
• таможенное оформление импортного товара в нашей стране;
• расчеты за импортный товар;
• претензионная работа.
4. Результаты внешнеторговых операций целесообразно всесторонне анализировать, выявлять допущенные просчеты и намечать пути повышения эффективности дальнейшей работы на зарубежных рынках.