Особенности исполнения импортных сделок

В работе по исполнению импортной сделки выделим следующие направления:

1. контроль за качественным и своевременным изготовлением закупленного товара и подготовкой его к отгрузке из-за границы;

2. организация транспортировки товара и сдача его отечественному заказчику (получателю);

3. таможенное оформление завезенного товара на территорию России;

4. проведение расчетов за поставленный товар;

5. претензионная работа с иностранным поставщиком и транспортными организациями.


Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара

Контроль за качеством закупленного импортного товара наиболее эффективен, когда российский покупатель осуществляет предварительное инспекти­рование (испытание, осмотр) товара в стране продавца. В этом случае покупатель заблаговременно подбирает квалифицированных специа­листов для командирования за границу и оформляет их выезд.

По получении извещения продавца о готовности товара к испыта­нию представители покупателя направляются на предприятия ино­странного поставщика, а при необходимости и на предприятия субпо­ставщиков для участия в испытаниях. Проверка качества товара может производиться непосредственно в цехах в ходе производственного цикла, на складе готовой продукции либо в пункте отгрузки перед от­правкой товара в Россию. После проведения испытаний и получения положительных результатов составляется протокол испытаний, подпи­сываемый обеими сторонами контракта. Такой протокол является основанием для выдачи покупателем (уполномоченным им представи­телем) продавцу разрешения на отгрузку товара. Одновременно может осуществляться и проверка количества товара.

По договоренности сторон проверка качества и количества товара может быть поручена независимым компетентным организациям, фирмам, известным покупателю. В ряде случаев проверка товара в стране продавца осуществляется государственными органами, серти­фикационными центрами, которые выдают соответствующий серти­фикат качества и другие необходимые документы.

Российский покупатель обязан обеспечить ввоз из-за границы им­портного товара, полностью соответствующего действующим в России нормативам, которыми установлены обязательные требования к товарам исходя из российского законодательства. В эти требования входят безопасность и экологическая чистота товаров, проверка их функциональных свойств и др.

Необходимо помнить, что Федеральный закон «О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 20) предусматривает применение определенных технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров и контроль за их качеством. Законом запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

1) не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в настоящей статье;

2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;

3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтоже­ны на основании акта, составленного независимыми экспертами ТПП РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

На ввозимые товары, подлежащие обязательной сертификации, покупатель требует от иностранного поставщика необходимый серти­фикат соответствия или протокол испытаний.

Сертификация товара с целью получения признаваемых в России документов может осуществляться за границей испытательной лабо­раторией или иным органом по сертификации, аккредитованным в международной системе сертификации, по правилам и процедурам, принятым в странах — членах межгосударственного Соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации. Если получить необхо­димый сертификат соответствия до отгрузки товара из-за границы не представляется возможным, российский покупатель обязан обеспе­чить проведение сертификации в нашей стране по прибытии импорт­ного товара.

Заключительная проверка качества импортного товара всегда про­водится после ввоза товара на территорию России. Она может носить характер окончательной приемки товара, если таковая предусмотрена импортным контрактом. По условиям контракта окончательная при­емка может осуществляться либо во входном погранпункте (в морском торговом порту, на железнодорожной погранстации или пограничном пункте автоперехода), либо в пункте назначения внутри страны (на складе или строительной площадке грузополучателя). Последний ва­риант наиболее предпочтителен для российской стороны.

Результаты проверки качества и количества товара на складе грузо­получателя обычно оформляются актом внутрискладской приемки. Такая проверка завезенного товара проводится силами самого грузо­получателя либо по поручению российского покупателя (заказчика) независимой компетентной организацией.

Наибольший опыт проверки качества и количества импортных товаров имеют организации группы «СОЭКС», в особенности «Росэкспертиза» на тер­ритории России, а в Москве — «Мосэкспертиза». По заявке заказчика указан­ные организации выдают соответствующий акт экспертизы или сертификат ка­чества, составленный на русском или иностранном языках.

Если предусмотрено участие иностранного поставщика в приемке товара на территории России, покупатель оказывает необходимое содействие в отношении прибытия иностранного представителя в конкретный пункт субъекта РФ, обеспечения его надлежащим жилым помещением и организации нормальных условий работы. По резуль­татам проверки состояния поступившего товара полномочные пред­ставители продавца и покупателя подписывают акт сдачи-приемки то­вара. Впрочем, такой акт можно составлять не только в пункте прибы­тия товара, но и в погранпункте и даже за границей, если это отражено в импортном контракте.

Контроль за качеством импортного товара продолжается и после его приемки — в процессе реализации, причем по товарам, на которые получена гарантия продавца, — до истечения гарантийного срока (сро­ка годности, хранения). В случае обнаружения дефектов или призна­ков недоброкачественности товара покупатель незамедлительно при­нимает меры к устранению дефектов или замены недоброкачественно­го товара. Незначительные дефекты целесообразно устранять на месте за счет иностранного поставщика силами его представителей или силами самого покупателя (получателя) товара.

В случае полной непригодности товара российский покупатель не­замедлительно информирует об этом иностранного поставщика и предлагает ему распорядиться товаром. Забракованный товар подле­жит возврату продавцу для его замены другой партией доброкачествен­ного товара либо уничтожению на месте с согласия продавца. Возврат забракованного товара обеспечивается покупателем за счет продавца.

Все же приоритетная задача российского покупателя — предотвра­тить отгрузку некачественного товара из-за границы и добиваться обеспечения сохранности товара в процессе транспортировки до ко­нечного пункта назначения. Всегда лучше предупредить возможность наступления нежелательных событий, чем исправлять допущенные огрехи постфактум.

Контроль за исполнением импортной сделки в предотгрузочный период включает еще отслеживание хода подготовки товара к отгрузке из-за границы. Российскому покупателю важно располагать своевре­менной информацией иностранного поставщика о готовности товара к отгрузке, а также о произведенной отгрузке.

Извещение продавца об ожидаемой дате готовности товара к от­грузке особенно необходимо покупателю, когда последний обязан в соответствии с базисными условиями поставки обеспечить подачу транспортного средства в пункт отгрузки. Если такая информация за­паздывает, целесообразно напомнить об этом продавцу. По получении извещения об отгрузке товара из-за границы покупатель дает соответ­ствующие инструкции российскому заказчику (грузополучателю, экс­педитору) для обеспечения приемки товара.


Транспортировка товара из-за границы и ввоза в Россию

В зависимости от базисных условий поставки, предусмотренных в конт­ракте, отгрузка и (или) доставка товара до пункта назначения обеспечивается продавцом либо покупателем.

Если товар отправляется из-за границы продавцом, покупатель обя­зан своевременно сообщить продавцу необходимые отгрузочные инструкции, включая точное наименование пункта назначения и реквизиты грузополучателя. Эти данные могут быть известны покупателю уже в момент заключения сделки. Тогда целесообразно сразу же передать их продавцу, причем необходимые сведения можно указать и в контракте. Во всех случаях покупателю надлежит позаботиться, чтобы продавец получил отгрузочные инструкции до начала срока отгрузки товара.

Когда товар отправляется из-за границы непосредственно в адрес отечественного грузополучателя, покупатель обязан своевременно со­общить продавцу подробные адресные и транспортные реквизиты по­лучателя товара. При железнодорожных перевозках указывается стан­ция и дорога назначения, при необходимости еще ветка или склад по­лучателя. При наличии нескольких грузополучателей поставляемой партии товара покупатель направляет продавцу или своему экспедито­ру во входном погранпункте импортную разнарядку, в которой указы­ваются полные реквизиты всех получателей и количество товара, под­лежащего отгрузке каждому из них. Разнарядка должна поступить инопоставщику до отгрузки товара, а экспедитору в погранпункте — до прибытия товара в этот пункт. Если товар прибывает морем и заранее неизвестен конкретный порт выгрузки в пределах данного бассейна (например, один из Балтийских или Черноморских портов), целесооб­разно для подстраховки направить разнарядку в несколько портов со­ответствующего бассейна.

При массовых отгрузках в течение календарного года практикуется передача в пункты отгрузки или перевалки (порты) постоянной разна­рядки, действующей на весь год. По мере прибытия очередных партий товара покупатель сообщает экспедитору только количество товара, подлежащего отгрузке из данной партии каждому конкретному полу­чателю в счет постоянной разнарядки.

Когда подача транспортного средства является обязанностью рос­сийского покупателя, последний, исходя из информации продавца о сроках готовности товара к отгрузке, должен заблаговременно заказать соответствующий транспорт и обеспечить его подачу в определенный пункт отгрузки товара за границей к установленному сроку.

Соблюдая установленный транспортными организациями поря­док, покупатель выдает заявку на железнодорожные вагоны, авто- или авиатранспорт (при базисе поставки «FCA в пункте отправки за гра­ницей») или ордер на фрахтование тоннажа (при базисе «FOB ино­странный порт»). Далее покупатель контролирует закрепление транс­портного средства, тесно контактируя с соответствующей транспорт­ной или экспедиторской организацией. Получив ее подтверждение о предоставлении транспортного средства, покупатель незамедлительно извещает продавца о произведенном фрахтовании тоннажа или закреплении иного транспортного средства с указанием ожидаемой даты его прибытия под погрузку. При морской перевозке сообщается назва­ние судна и его позиция (дата или десятидневный временной интервал ожидаемого прибытия в порт погрузки).

После завершения погрузки и оформления транспортного доку­мента продавец должен незамедлительно известить покупателя о про­изведенной отгрузке, чтобы покупатель дал необходимые инструкции в порт прибытия или сухопутный пункт назначения и обеспечил над­лежащую приемку груза, а при необходимости его переотправку ко­нечному грузополучателю.

Если продавец не обязан страховать товар в пути следования, поку­патель сам заботится о надлежащем транспортном страховании груза. Для этого он направляет в страховую компанию (наиболее авторитет­ной российской организацией по страхованию внешнеторговых грузов является АО «Ингосстрах») заявление на страхование данной партии импортного товара.

При поставке товара на условиях CIF или CIP (поименованный пункт назначения) покупатель заинтересован заранее согласовать с продавцом все условия страхования и проконтролировать выполнение этих условий продавцом. Следует четко представлять, в какой момент переходят с продавца на покупателя все риски случайного поврежде­ния и частичной или полной утраты груза по условиям CIF и CIP. Нередко участники ВТД ошибочно полагают, что таким моментом яв­ляется выгрузка товара в порту назначения или сухопутном пункте прибытия. Подобные ошибки, к сожалению, встречаются даже в неко­торых учебниках и учебных пособиях. На самом деле моментом пере­хода вышеуказанных рисков является погрузка товара на борт судна (при водных перевозках) или на иное транспортное средство (при су­хопутных и воздушных перевозках).

Приведем поучительный пример из внешнеторговой практики. Из запад­но-африканского порта было отгружено 5 тыс. т какао-бобов, закупленных на условиях «CIF Ленинград/Рига». Товар был упакован в джутовые мешки ве­сом по 60 кг нетто. Продавец зафрахтовал под трамповую перевозку иностран­ное судно и застраховал груз в солидной английской страховой компании. Оплата товара была произведена с аккредитива против представленных в банк отгрузочных документов.

В пути следования судно заходило в порт Гамбург, что допустимо при ба­зисе поставки CIF. После выхода судна из указанного порта разразился силь­ный шторм, вследствие чего судно село на мель. В целях восстановления пла­вучести судна для его спасения как более дорогого имущества по сравнению с грузом капитан распорядился выбросить за борт часть перевозимой партии ка­као-бобов. Вскоре значительное количество мешков с какао-бобами было выловлено местными рыбаками и просушено на берегу. Однако в результате подмочки какао-бобов морской водой их внешняя оболочка покрылась плесенью. Такой продукт, по авторитетному заключению экспертов, не является пол­ностью испорченным и пригоден к использованию после специальной обра­ботки на кондитерских предприятиях заказчика, причем дополнительные за­траты на такую обработку компенсируются разумной уценкой.

Основная часть партии какао-бобов, оставшаяся на судне, была не повреж­дена и доставлена в порт назначения. Одновременно в порту Гамбург были доб­росовестно оформлены документы, необходимые для получения от страховщи­ка возмещения убытков в связи с наступлением страхового случая. Поскольку продавец выполнил свои обязанности, предусмотренные контрактом, забота о возмещении возникших убытков из-за частичной утраты и повреждения товара легла на отечественного покупателя (внешнеторговое объединение).

Для принятия решения о надлежащих действиях по такому неординарно­му событию покупатель провел серию обстоятельных консультаций с договор­но-правовыми и страховыми организациями в нашей стране и за рубежом. В результате покупатель подготовил и направил страховщику все документы, подтверждающие право на получение страхового возмещения. Учитывая, что возмещению подлежала довольно крупная сумма, страховая компания перево­дила эту сумму по частям в течение нескольких месяцев. Примечательно, что убытки были оплачены из расчета рыночной цены товара на момент наступле­ния страхового случая, которая оказалась выше контрактной стоимости. Но и закупку некоторого количества какао-бобов взамен утраченного и уцененного товара пришлось производить по новой цене.

По прибытии импортного товара в пункт назначения и при выгруз­ке с транспортного средства проверяется в первую очередь соответст­вие количества грузовых мест и их состояния данным транспортного документа. В случае расхождений, выявленных в пункте выгрузки (не­достача или излишек мест, а также их повреждение), покупатель (гру­зополучатель) требует от перевозчика составить коммерческий акт при железнодорожных и авиаперевозках либо акт-извещение при морских перевозках. Указанные документы необходимы для заявления претен­зии перевозчику или страховой компании на возмещение недостачи, повреждение товара. Акт-извещение, составленный в порту выгрузки, служит необходимым основанием для последующего оформления ава­рийного сертификата страховой компании, дающего грузовладельцу право получить возмещение понесенных убытков.

Для отгрузки импортного товара из входного порта в адрес грузо­получателя по поручению покупателя (или его экспедитора) порт орга­низует перевалку груза по возможности прямым вариантом «борт суд­на — вагон». При отсутствии железнодорожных вагонов в порту в мо­мент разгрузки судна товар временно размещается на складе порта и затем отправляется по назначению в возможно короткий срок. За сохранность товара несет ответственность порт, а в дальнейшем — желез­ная дорога. Грузополучатель может организовать самовывоз товара из порта автотранспортом.

Если после отгрузки товара из порта в конечном пункте назначе­ния обнаружится частичная или полная утрата или повреждение груза, конечный перевозчик обязан удовлетворить обоснованную претензию грузополучателя.

Успешное завершение транспортной операции — своевременная и сохранная доставка импортного товара — во многом зависит от эффек­тивных действий российского покупателя на всех этапах продвижения товара от иностранного продавца до отечественного грузополучателя.


Таможенное оформление ввозимого товара

Таможенное оформление импортноготовара может производиться во входном погранпункте либо в пункте назначения в зависимости от способа транспортировки и контейнеризации груза.

Общие правила таможенного оформления импортных товаров совпадают с теми, которые применяются при экспорте. Аналогичным образом заполняется ГТД и осуществляется декларирование товара лицом, перемещающим товар, либо назначенным им таможенным брокером. При ввозе товаров лицом, перемещающим товар, обычно считается грузополучатель или заказчик импортного товара или сам импортер.

Вместе с тем существуют и некоторые особенности таможенных процедур при ввозе товаров из-за границы. В Таможенном кодексе РФ, Законе «Об основах государственного регулирования внешне­торговой деятельности» и других нормативных актах предусмотре­ны определенные ограничения на ввоз товаров и запрещения ввоза товаров.

Ввоз в РФ отдельных товаров и транспортных средств может быть запрещен или ограничен исходя из интересов государственной без­опасности, защиты общественного порядка, нравственности населе­ния, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охра­ны окружающей природной среды, защиты художественного, истори­ческого и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллек­туальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ, а также положений международных договоров РФ.

В случае если товары, запрещенные к ввозу в Россию, окажутся на территории нашей страны, они подлежат немедленному вывозу за пре­делы страны, а в определенных случаях предусмотрена их конфискация. Вывоз этих товаров производится лицом, перемещающим това­ры, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или неосуществлении немедленного вывоза товары передаются на хране­ние на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ. Предельный срок хранения таких товаров на указанных складах составляет трое суток.

В Законе о таможенном тарифе изложена система определения та­моженной стоимости ввозимых товаров, которая основана на общих принципах таможенной оценки, принятых ВТО. Таможенная стои­мость ввозимого товара определяется (и заявляется) декларантом со­гласно установленным методам определения таможенной стоимости. Определение таможенной стоимости должно основываться на реаль­ной стоимости ввозимых или подобных им товаров, по которой эти то­вары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе тор­говли в условиях свободной конкуренции.

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможен­ное оформление товара. По требованию этого таможенного органа при необходимости подтверждения заявленной таможенной стоимо­сти декларант обязан предоставить нужные сведения. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, таможенный орган вправе са­мостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара.

Для определения таможенной стоимости ввозимого товара приме­няются последовательно шесть методов:

• по цене сделки с ввозимыми товарами;

• по цене сделки с идентичными товарами;

• по цене сделки с однородными товарами;

• на основе вычитания стоимости;

• на основе сложения стоимости;

• резервный метод.

В Законе расшифрована сущность каждого из этих методов.

В статье «Соблюдение конфиденциальности информации» гово­рится: «Информация декларанта, определенная им как коммерческая тайна, может быть использована таможенным органом исключитель­но в таможенных целях.

За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, таможенный орган и его сотруд­ники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».

Раздел V Закона «О таможенном тарифе» посвящен определению страны происхождения товара, где указано, что страной происхожде­ния товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с ниже­указанными критериями:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Критерию достаточной переработки не отвечают следующие опе­рации:

• по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

• по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

• простые сборочные операции;

• смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

В удостоверение происхождения товара из данной страны тамо­женный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара. Этот документ представляется в обязательном по­рядке в следующих случаях:

• на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;

• на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования ВЭД;

• если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, а также законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов РФ;

• в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа РФ есть основания полагать, что декларируются не­достоверные сведения о происхождении товаров.

Сертификат о происхождении товара должен содержать:

а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетво­ряет соответствующему критерию происхождения;

б) письменное удостоверение компетентного органа страны выво­за, выдавшего сертификат о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Обратим еще внимание на названия таможенных режимов, приме­няемых при ввозе товаров согласно действующему Таможенному кодек­су РФ. Вместо прежнего названия «импорт» теперь основным режимом при ввозе товаров является «выпуск для внутреннего потребления», а в соответствующих случаях еще другие режимы — «таможенный склад», «переработка на таможенной территории», «переработка вне таможен­ной территории», «беспошлинная торговля», «временный ввоз», «сво­бодная таможенная зона», «свободный склад»».

Покупатель должен заблаговременно позаботиться о получении всех документов, требующихся для целей таможенного оформления (включая документы о сертификации, санитарные, карантинные и иные), и представить их таможенному органу вместе с ГТД.

Учитывая, что требования таможенных органов довольно часто подвергаются корректировке, российским импортерам, заказчикам и грузополучателям импортных товаров необходимо внимательно сле­дить за нормативными документами ФТС (ГТК). С этой целью полезно под­держивать тесные деловые контакты с таможенным учреждением, в сфере деятельности которого находится данный участник ВТД.

Расчеты за импортный товар

Платеж за импортный товар не обязательно совпадает по времени с моментом физического завоза товара. В зави­симости от способа и сроков платежа, предусмотренных импортным контрактом, российский покупатель действует по-разному.

Усилия покупателя должны быть нацелены на то, чтобы обеспе­чить получение товара и всех необходимых документов от иностранно­го поставщика, исключить возможность его недобросовестных дейст­вий, максимально защитив при этом права отечественных получателей и потребителей импортного товара. При авансовом платеже в целях обеспечения выполнения продавцом своих обязательств по контракту важно получить надлежащую платежную (банковскую) гарантию и проверить ее действенность. Желательно получить от продавца такую гарантию еще при заключении сделки, но во всяком случае до осуще­ствления платежа за купленный товар. Целесообразно также по воз­можности производить авансовый платеж не полной суммы контрак­та, а лишь какой-то ее части.

В мировой практике платеж обычно производится против пред­ставления продавцом необходимых покупателю документов, что мо­жет происходить до или после прибытия товара в пункт назначения.

При аккредитивной форме расчетов отечественный покупатель дол­жен своевременно открыть аккредитив в пользу иностранного продав­ца. Обычно аккредитив открывается по получении извещения продав­ца о готовности товара к отгрузке или по специальному запросу про­давца, как это оговорено в контракте. Во избежание длительного замораживания денежных средств нецелесообразно открывать аккре­дитив задолго до отгрузки товара и с избыточным сроком его действия. Нежелательно также открывать подтвержденный аккредитив, что со­пряжено с дополнительными расходами и фактически означает согла­сие покупателя с сомнениями иностранного продавца относительно платежеспособности российской стороны.

Для открытия аккредитива покупатель, выступающий в качестве приказодателя, направляет соответствующему банку заявление на ак­кредитив, условия которого должны соответствовать предусмотрен­ным в контракте. Далее покупатель контролирует использование ак­кредитива продавцом и заботится о получении всего комплекта доку­ментов, обусловленных аккредитивом. По получении документов покупатель тщательно проверяет их и при обнаружении каких-либо расхождений, изъянов, неправильностей в оформлении документов или недополучения какого-либо документа незамедлительно сообща­ет свои замечания и возражения продавцу. Если по мнению покупате­ля выплата с аккредитива произведена неправильно, он вправе опроте­стовать ее через банк.

При расчетах по инкассо, что более выгодно покупателю, послед­ний также проверяет поступившие от продавца документы и в установ­ленный срок направляет в банк акцепт-поручение на перевод причитающейся суммы в оплату счета продавца. Кстати, покупатель может задержать оплату счета или оплатить его не в полной сумме, если для этого возникнут веские основания, о чем необходимо незамедлитель­но проинформировать продавца.

Покупатель всегда заинтересован производить оплату товара не сра­зу в полной сумме, а по частям. В практике внешнеэкономических орга­низаций нередко аккредитив выставлялся на оплату 90—95% стоимости товара, а остальная сумма резервировалась для возможных удержаний в возмещение недостачи по количеству или в связи с пониженным каче­ством товара, зафиксированным при приемке товара в стране покупате­ля. В таких случаях первоначальный счет продавца является, по сущест­ву, предварительным, а окончательный расчет с продавцом производится по результатам приемки товара в соответствии с условиями контракта.

Для покупателя всегда предпочтительнее рассчитываться за товар после его приемки в пункте назначения. При импортных заказах на поставку комплектного оборудования, строительство каких-либо объектов целесообразно завершать расчеты с иностранным поставщиком или подрядчиком после окончания строительно-монтажных работ, ввода объекта в эксплуатацию и даже после достижения запроектиро­ванных эксплуатационных показателей (производительности, мощно­сти и т.д.). Если иностранный поставщик, подрядчик предоставляет рассрочку платежа (кредит), нецелесообразно производить платеж ра­нее установленного срока.

Претензионная работа по импорту

При осуществлении поставок и расчетов за импортный товар и особенно после их завершения покупатель обеспечивает четкую постановку претензионной работы, контролируя своевременное получение от продавца, а также от транспортно-экспедиторских и стра­ховых организаций возмещения убытков (включая упущенную выгоду), если таковые возникнут.

Наиболее распространенными основаниями для заявления пре­тензий продавцу являются: просрочка поставки, недостача товара по количеству, дефектное или пониженное качество товара, а также обна­руженные в течение гарантийного срока дефекты, неисправности тех товаров, на которые получены соответствующие гарантии.

Существенное значение имеет правильное оформление претензи­онных документов и отсылка их адресату в установленные сроки. Ино­гда после отправления основных претензионных материалов приходит­ся какие-то из них дорабатывать и досылать дополнительные докумен­ты. Необходимо вести учет всех заявленных претензий, контролировать ход их рассмотрения другой стороной и поступление сумм, признанных по каждой претензии. Неполучение ответа на претензию нельзя автоматически считать ее молчаливым признанием. Но по претензии, остав­ленной без ответа, заявитель приобретает право передать дело на рас­смотрение в третейский суд.

Как свидетельствует торговая практика, подавляющее большинство заявленных претензий разрешается дружественным путем. Однако если достичь дружественного урегулирования возникшего спора не удается, а заявитель претензии уверен в обоснованности своей позиции, он вправе передать дело в арбитраж в соответствии с условиями контракта.

Исковое заявление должно быть четко сформулировано и надле­жащим образом отправлено в предусмотренный арбитражный орган согласно регламенту или правилам последнего. Обычно копия исково­го заявления одновременно высылается ответчику. Далее в ходе арбит­ражного разбирательства как истец, так и ответчик всячески стремятся подкрепить свою позицию, при необходимости представляя в арбит­раж дополнительные документальные доказательства.

Рассмотрение дела в арбитраже, которое в сложных случаях может растянуться на несколько месяцев, завершается вынесением арбит­ражного решения. Это решение по правилам многих международных арбитражных судов является окончательным, обязательным для обеих сторон сделки и не подлежит обжалованию. Однако на практике при­ходится сталкиваться с такими явлениями, когда «проигравшая» сто­рона (должник) не исполняет добровольно арбитражное решение. Тог­да потерпевшая сторона (кредитор) вынуждена обратиться в судебный орган страны должника с исковым требованием о принудительном взыскании причитающейся суммы с должника.

При исполнении импортных сделок российскому покупателю не следует забывать также о правах иностранного продавца заявлять пре­тензии покупателю в тех случаях, когда последний нарушает контракт­ные обязательства, например, при неосновательном отказе от оплаты товара или задержке платежа, в случае опоздания с подачей транспорт­ного средства (если это обязан обеспечить покупатель), несвоевремен­ного сообщения отгрузочных инструкций, разнарядки и др.

По завершении импортной операции (как и при экспорте) ее ре­зультаты целесообразно комплексно проанализировать, оценить сте­пень ее эффективности и разработать мероприятия по дальнейшему повышению эффективности последующих импортных поставок. Весьма полезен также обобщенный анализ по совокупности всех опе­раций, проведенных за определенный временной период (квартал, полугодие, год).

В современных условиях особое внимание нужно уделять качеству, техническому уровню и безопасности завозимых товаров, обеспечению их сохранности и надлежащего использования, не допускать ввоза низко­качественных, малорентабельных товаров и избегать чрезмерного импор­та товаров, конкурирующих с отечественной продукцией, поскольку это может повлечь неоправданное разорение отечественных товаропроизво­дителей и угрозу экономической безопасности нашей страны.


Выводы

1. Российской стороне необходимо четко контролировать ход исполнения сделки на всех этапах этой завершающей стадии внешнеторговой операции.

2. При исполнении экспортных сделок работа ведется по следующим основным

направлениям:

• подготовка товара к поставке для экспорта;

• таможенное оформление экспортного товара;

• организация отгрузки и транспортировки товара за границу;

• проведение расчетов с иностранным покупателем;

• работа с претензиями по экспортным сделкам.

3. Работа по исполнению импортных сделок включает:

• контроль за качеством импортного товара и отгрузкой его из-за границы;

• транспортировка товара из-за границы и ввоз в Россию;

• таможенное оформление импортного товара в нашей стране;

• расчеты за импортный товар;

• претензионная работа.

4. Результаты внешнеторговых операций целесообразно всесторонне анализировать, выявлять допущенные просчеты и намечать пути повышения эффективности дальнейшей работы на зарубежных рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: