Важным показателем деятельности организаций является качество продукции.
Качество продукции - это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Это один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции и организации.
Показатели качества продукции могут быть:
· обобщенные – характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения;
· индивидуальные – полезность, надежность, эстетичность;
· косвенные – удельный вес забракованной продукции, потери от брака.
Задачи анализа качества:
1. оценка технического уровня продукции;
2. выявление отклонений технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем;
3. анализ структуры выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
4. выявление факторов, сдерживающие рост технического уровня продукции;
5. обоснование возможностей повышения качества продукции.
Ход анализа качества продукции:
По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитываются доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, выполнение плана по качеству.
Средний коэффициент сортности – отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
Ксорт = 
Вып.плана по качеству = 
Таблица 3 – Анализ качества продукции
| Сорт | Цена за кг, руб. | Выпуск продукции, кг | Стоимость выпуска, тыс.руб. | ||||
| план | факт | план | факт | по цене 1 сорта | |||
| план | факт | ||||||
| А | |||||||
| Итого |
по плану Ксорт =
= 0,833 фактически Ксорт =
= 0,908
Вып.плана по качеству =
=109%
Если организация выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то производят расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении.
Таблица 4 – Анализ влияния сортового состава продукции на объем выпуска изделия в стоимостном выражении
| Сорт продукции | Цена за 1 кг, руб. | Структура продукции, % (табл.3) | Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||
| план | факт | отклонение | |||
| А | |||||
| +20 | +1200 | ||||
| -10 | -500 | ||||
| -10 | -250 | ||||
| Итого | х | х | +450 |
Вывод: Данные таблицы показывают, что в связи с улучшением качества продукции (увеличение доли продукции 1 сорта и уменьшением соответственно доли продукции 2 и 3 сорта) средняя цена реализации выше плановой на 450 руб.






