Анализ ассортимента и структуры продукции

Ассортимент - это группа товаров тесно связанных между собой в силу схожих функций, или тем, что их продаются одним и тем же клиентам, или в рамках одного и того же диапазона цен, с указанием объемов по каждому виду (ассортиментной группе).

С аналитическими целями выделяют ассортиментные группы: полный, групповой и внутригрупповой ассортимент; обязательный (профилирующий) и другой ассортимент и т.д.

Номенклатура – это систематизированный перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием с указанием их кодов по ОКПП, а также шифров изделий.

Структура – это соотношение отдельных видов продукции (ассортиментных групп) в общем её выпуске.

Ассортимент продукции предприятия и её структура должны ориентировать хозяйствующий субъект на выпуск продукции востребованной покупателями, быть нацеленными на формирование своей клиентуры, на более эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Целью анализа ассортимента и структуры продукции предприятия является установление их оптимальности в интересах максимизации прибыли.

Анализ ассортимента продукции предприятия включает:

1. Оценку выполнения плана в натуральном и стоимостном измерении;

2. Изучение динамики выпуска и реализации отдельных видов продукции;

3. Разработку конкретных мероприятий, направленных на формирование оптимального ассортимента.

Выполнить план по ассортименту означает выпустить продукцию по заданной номенклатуре. Продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом в выполнение плана по ассортименту не засчитывается.

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции и её реализации по ассортиментным группам.

Способы оценки выполнения плана по ассортименту:

1. По способу наименьшего процента;

2. По удельному весу изделий план по которым выполнен;

3. По способу наименьшего процента, рассчитываемого делением общего фактического выпуска и реализации продукции в пределах плана, на общий плановый объем выпуска и реализации продукции.

Третий способ оценки выполнения плана по ассортименту является наиболее точным, но он трудноприменим в условиях многономенклатурного производства.

Пример 3.На основании следующих данных о работе предприятия, определим степень выполнения плана по ассортименту в процентам, каждым из вышеперечисленных способов.

Таблица 2.3.

Данные о работе предприятия в отчетном периоде

Вид продукции Выпуск за отчетный период, тыс. руб. план факт Процент выполнения плана Засчитывается в выполнение плана, тыс. руб.
А 8 000 7 200   7 200
Б 30 000 30 750 102,5 30 000
В 3 000 2 400   2 400
Итого 41 000 40 350 98,4 39 600

Решение:

Выполнение плана по ассортименту составляет:

1. По способу наименьшего процента – 80% (см. таблицу);

2. По удельному весу изделий план по которым выполнен – 33,3% (из трех видом продукции план выполнен по одному виду);

3. По способу среднего процента – 96,6% [(39 600: 41 000) х 100%].

Отклонение от плана по ассортименту приводит к изменению структуры продукции, т.к. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.

В свою очередь изменение структуры произведенной и реализованной продукции оказывает влияние на все важнейшие экономические показатели предприятия: объем выпуска и реализации в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность).

Так, при увеличении удельного веса более дорогой продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, даже при сокращении объема выпуска в натуральном выражении, как правило, возрастает и прибыль, снижается материалоемкость и наоборот.

Анализ структуры продукции включает:

1.Оценку выполнения плана по структуре продукции;

2.Изучение влияния структурных сдвигов на объём товарной продукции и другие экономические показатели;

3.Разработку практических мероприятий по формированию оптимальной структуры продукции.

Выполнить план по структуре означает обеспечение сохранения в фактическом выпуске запланированного соотношения её видов. Анализ проводится традиционным способом сравнения.

Методы расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции и другие экономические показатели:

1. Методы прямого счета:

Ø по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске;

Ø по всем изделиям по проценту выполнения плана.

2. Метод средних цен;

3. Методы детерминированного факторного анализа.

Порядок применения этих методов достаточно подробно раскрыт в некоторых работах, посвященных анализу, в том числе в работе Любушина Н.П. и др. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow