double arrow

В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ


СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПОПЫТКА МОДЕРНИЗАЦИИ

К середине 1980-х гг. стала очевидной неспособность советской номенк­латуры вывести страну из кризиса, который приобретал системный ха­рактер. Нарастание кризисных явлений в обществе ставило в повестку дня необходимость изменения самих методов управления страной.

Не только в обществе, но и в самом партийном руководстве росло осознание назревшей радикальной перестройки управления государством и обще­ством. После недолгого правления К.У. Черненко на состоявшемся 11 марта 1985 г. пленуме ЦК КПСС новым генеральным секретарем ЦК был избран М.С Горбачев, быстро выдвинувшийся на вершину партий­ной пирамиды и занимавший к тому времени положение второго чело­века в партии.

Уже в апреле 1985 г. Горбачев и его радикально настроенные сторон­ники выступили с инициативой проведения реформ в обществе, пред­ложив новую политику, которая вскоре получила название перестрой­ки. Реформы были начаты под лозунгом выправления «отдельных деформаций» социализ­ма, критического переосмысления «застывшего образа социалистичес­ких производственных отношений» и возвращения к ленинским прин­ципам строительства социалистического общества. Их основной целью, по замыслу реформаторов, должна была стать демократизация социализма, обеспечение гармоничного соединения социалистических и демократических ценностей и достижение на этой основе качествен­но нового состояния советской политической системы.

Основ­ная ставка делалась на человеческий фактор, живое творчество масс, раз­витие демократии, социалистическое самоуправление, новые принципы выдвижения руководителей, расширение гласности, новое политическое мышление. Предполагалось на этой основе быстро переломить неблаго­приятные тенденции в экономике и, опираясь, как утверждалось в офи­циальных документах, на возможности и преимущества социализма, ус­корить социально-экономическое развитие страны, придать экономике должный динамизм, открыть простор заложенным в самом характере советского строя инициативе и творчеству.

Развернувшиеся в обществе в обстановке объявленной гласности широкие дискуссии о выборе пути общественного развития вызвали активную оппозицию значительной части консервативно настроенного партийно-государственного аппарата, противившегося переменам. Сложившаяся ситуация поставила новое руководство перед необходи­мостью смены части партийных и советских руководителей для реше­ния задач политики перестройки. В 1985-1986 гг. произошло обновле­ние всех руководящих партийных структур как на центральном, так и на местном уровне.

В 1987 г. руководством страны с участием видных экономистов (Л.И. Абалкина, А.Г. программа экономичес­кой реформы и начата ее реализация. Реформа развивалась в двух на­правлениях: расширения самостоятельности государственных предпри­ятий и расширения сферы деятельности частного сектора. Уже 30 июня 1987 г. был принят закон «О государственном предприятии», призван­ный обеспечить переход промышленных предприятий на принципы хозрасчета и самофинансирования (был распространен на все предпри­ятия с 1 января 1989 г.). Предусматривалось сокращение отраслевых ми­нистерств, между которыми должны были установиться «партнерские» отношения. В то же время переход предприятий к самостоятельной де­ятельности был с самого начала ограничен установленной законом обя­занностью выполнять государственные заказы, чем воспользовался ап­парат центральных министерств, установив госзаказ практически на всю выпускавшуюся производителями продукцию, оставляя минимум возможностей для коммерческой деятельности предприятий.

Одновременно принимались меры, направленные на развитие инди­видуальной и кооперативной форм собственности, призванных расши­рить сферу для частной инициативы, что, по сути, означало реабилита­цию нэповской идеи о возможности применения рыночных методов в советской хозяйственной системе. Законы 1986 и 1988 гг. открыли воз­можность частной деятельности более чем в 30 видах производства това­ров и услуг, положив начало бурному развитию кооперативного сектора. Однако развитие частного сектора вопреки заверениям властей не находило должной поддержки со стороны государства, наталкива­лось на сопротивление бюрократического аппарата, не желавшего сда­вать позиции и стремившегося ограничить деятельность кооперативов.

Такое развитие событий во многом объяснялось непоследователь­ностью проведения реформ. В июне 1990 г. Верховным Советом СССР было принято прогрессивное для того времени постановление «О кон­цeпции перехода к регулируемой рыночной экономике». Однако реа­лизация намеченных в нем мероприятий и принятых в этой связи за­конов, предусматривавших перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосу­дарствление собственности, создание акционерных обществ, отклады­валась до 1991 г., а сам перевод всего лишь 20% предприятий на арен­ду был растянут до 1995 г. Это не только не способствовало решению задачи «ускорения», которая вскоре была заменена лозунгом «сильной социальной политики», но и вело к углублению экономического кри­зиса.

Непоследовательность и половинчатость большинства преобразо­ваний, проводимых Горбачевым и его окружением, являлись одной из существенных причин неуспеха реформ в первые годы перестройки. Однако главная причина нарастания кризисных явлений заключалась в другом. Большинству здравомыслящих политических деятелей было ясно, что многие проблемы, с которыми столкнулась перестройка, упираются в состояние политической системы и что без изменений в политической сфере невозможно решение ни технико-экономичес­ких, ни социальных задач.

Взаимозависимость перемен в экономике и политической жизни общества постепенно начинали понимать и лидеры перестройки, ре­шившиеся, не без опасения, на проведение политической реформы в стране, которое, как и раньше, мыслилось в рамках общей установки на обновление социализма. В качестве главного направления было избрано повышение роли Советов. Реализация этой задачи виделась в более четком разграничении полномочий между советскими и партийными органами, а также отказе партийных организаций от выполнения хо­зяйственных функций.

В русле новой концепции «социалистического правового госу­дарства» выдвигалась установка на возрождение принципа разделения властей, положившая начало формированию «советского парламента­ризма». Высший орган Советского государства - Верховный Совет СССР, по предложению Горбачева, был дополнен Съездом народных де­путатов и превращался в постоянно действующий орган. Изменялись функции Президиума Верховного Совета: он лишался каких-либо пра­вотворческих полномочий. В конце 1988 г. были внесены изменения в избирательное законода­тельство: выборы должны были теперь проводиться на альтернативной основе, треть депутатского корпуса - формироваться от обществен­ных организаций. Весной 1989 г. в обстановке открытой конкурентной борьбы кандидатов были проведены первые выборы народных депута­тов СССР. Состоявшийся в конце мая I Съезд народных депутатов СССР сформировал Верховный Совет СССР, председателем которого был избран Горбачев.

На втором этапе политической реформы нача­лось создание новых структур органов власти и управления в респуб­ликах, краях и областях, городах и районах. Весной 1990 г. состоялись выборы делегатов Съезда народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверени­тете РСФСР.

Проводя политическую реформу, окружение Горбачева рассчитыва­ло путем преобразования властных структур не только успокоить обще­ственное мнение и выйти из кризиса, но и, главное, сохранить существующую в стране политическую систему. Однако уже начало реформы показало, что ее реализация приведет к прямо противоположным ре­зультатам. Она не только не укрепила политическую систему Советско­го государства, но, напротив, способствовала ее разрушению.

Свидетельством кризиса советской политической системы стало формирование в конце 1980-х гг. новых политических партий и обще­ственно-политических движений, разрушавших установившуюся мо­нополию правящей Коммунистической партии. На начало 1991 г. Министерство юстиции СССР зарегистрировало 312 общественных объединений. В самой компартии начинают формироваться политические плат­формы, значительно отличавшиеся по своим позициям от официальной линии партийного руководства. В январе 1990 г. по инициативе ряда партклубов и парторганизаций, собравшихся на конференцию в Моск­ве, была создана «Демократическая платформа в КПСС», выступившая за коренную реформу КПСС и преобразование ее в демократическую парламентскую партию. Своей кульминации поляризация политичес­ких сил в стране достигла весной - летом 1990 г., когда оппозиции уда­лось добиться отмены 6-й статьи действующей Конституции, закреп­лявшей особую роль КПСС в государственной системе СССР. В июле 1990 г. состоялся последний в истории партии XXVIII съезд КПСС. По­сле съезда «Демократическая платформа» заявила о своем выходе из КПСС, положив тем самым начало распаду партии. После этого выход из партии приобрел массовый характер.

Изменения в советской политической системе нашли отражение в учреждении в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР принципиально нового для страны поста Президента СССР. 14 марта был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесе­нии изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Согласно этому закону, президент, являвшийся главой госу­дарства, избирался не прямым голосованием, а на заседании Съезда народных депутатов. Первым (и последним) Президентом СССР был из­бран М.С. Горбачев, вице-президентом – Г.И. Янаев. Установление сильной президентской власти, опиравшейся на во­леизъявление народа в лице его представителей в парламенте, давало возможность Горбачеву в известной мере освободиться от опеки со стороны партаппарата, значительная часть которого не разделяла по­литику генерального секретаря. В то же время новый институт президентства, предус­матривавший разделение властей, плохо сочетался с сохранявшейся системой Советов. Впоследствии именно это противоречие определи­ло острый характер политической борьбы в Российской Федерации.

Как показали дальнейшие события, желанной стабилизации перво­му советскому президенту достичь не удалось. Весной 1990 г., после выборов народных депутатов РСФСР и принятия Декларации о сувере­нитете РСФСР стали ухудшаться отношения между союзным и россий­ским руководством. «Пробуксовка» экономических реформ заставила новое российское руководство во главе с Ельциным сделать ставку на собственные силы и свое понимание реформы. С участием видных эко­номистов (академика ее Шаталина, Г.А. Явлинского и др.) была раз­работана программа «500 дней», предусматривавшая в течение обозна­ченного срока проведение приватизации государственных предприятий и значительно урезавшая экономическую власть центра. После того как Горбачев под давлением консерваторов фактически отказался от под­держки намеченной программы преобразований, российское руковод­ство заявило о своем намерении в одностороннем порядке приступить к ее реализации.

В новом, скорректированном варианте проект реформы предусматривал переход СССР к рынку к 1997 г. В начале 1991 г. Верхов­ный Совет СССР принял и ввел в действие закон «О собственности в РСФСР». Этим законом возрождался институт частной собственнос­ти в России.

В июне 1991 г. Б.Н. Ельцин всенародным голосованием был избран первым Президентом России, что реально означало поддержку курса на радикализацию и ускорение проводившихся реформ.

Ухудшение отношений с российским руководством происходило на фоне обострения межнациональных противоречий и начавшегося с лета 1989 г. процесса суверенизации бывших союзных республик «па­рада суверенитетов», создававшего реальную опасность неуправляе­мого распада СССР. Учитывая сложившуюся ситуацию, IV Съезд на­родных депутатов СССР 25 декабря 1990 г. принял постановление о проведении 17 марта 1991 г. Всенародного референдума по вопросу о сохранении СССР. Против проведения такого референдума выступили Грузия, Армения, Молдавия, республики Прибалтики. Из 147 млн. граждан СССР, участвовавших в референдуме, 112 млн. высказались за необходимость сохранения Союза как обновленной федерации равно­правных суверенных республик, в которой в полной мере будут гаран­тироваться права и свободы человека любой национальности. В апреле 1991 г. на встрече Горбачева в Ново-Огареве (загородной правительственной резиденции) с представителями девяти союзных республик (не участвовали во встрече представители республик При­балтики, Грузии, Армении и Молдавии) было достигнуто соглашение о подготовке нового Союзного договора, открывавшего возможность формирования новой формы федерации как Союза суверенных (а не социалистических) республик. Его подписание было назначено на 20 августа 1991 г. Разработанный на ново-огаревской встрече проект Союзного дого­вора фактически означал прекращение существования СССР как еди­ного государства.

В этой ситуации в союзном руководстве возобладали консервативные силы, стремившиеся сорвать подписание договора и восстановить Советский Союз в его прежнем виде. В отсутствие прези­дента Горбачева, который был фактически блокирован в своей крым­ской резиденции - Форосе, в ночь на 19 августа был создан Государст­венный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Первым шагом ГКЧП, куда вошли вице-президент Г.И. Янаев (назначенный исполнять обязанности Президента СССР), премьер В.С Павлов, ми­нистр обороны маршал Д.т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков, ми­нистр внутренних дел Б.К Пуго и др., стал отказ от подписания Союз­ного договора. В Москве было введено военное положение. Указами ГКЧП было объявлено о расформировании структур власти, действо­вавших вопреки Конституции 1977 г., приостанавливалась деятельность оппозиционных партий и движений, вводился жесткий контроль над средствами массовой информации. Президент России Ельцин и под­державшее его руководство республики (глава правительства И.С Си­лаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р.И. Хасбу­латов) отказались подчиниться ГКЧП, выступив с обращением к гражданам, в котором действия ГКЧП осуждались как реакционный, антиконституционный пере ворот, а сам ГКЧП был объявлен антиза­конным. По их призыву тысячи москвичей заняли оборону вокруг Бе­лого дома России. 21 августа путч был подавлен, а его организаторы аре­стованы. Вернувшийся в Москву Горбачев выступил с заявлением о сложении с себя функций генерального секретаря ЦК КПСС Августовские события 1991 г. ускорили распад СССР. Большинст­во республик отказались от подписания Союзного договора. Восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские вы­шли из состава СССР.

В декабре 1991 г. лидеры Российской Федера­ции, Украины и Белоруссии (стран - учредителей СССР), собравши­еся в Беловежской пуще, заявили о прекращении Союзного договора 1922 г. Было объявлено о создании Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ), первоначально объединившего 11 бывших союзных ре­спублик (без Грузии и Прибалтики). Тем самым СССР прекращал свое существование. Президент СССР М.С. Горбачев ушел в отставку.

Контрольные вопросы:

1. Укажите признаки кризиса советской модели социализма в начале 1980-х гг.

2. Охарактеризуйте основные направления политики «перестройки» Почему эта политика получила именно такое название?

3. Что такое политика гласности, и какую роль она сыграла в развитии политики «перестройки».

4. Дайте характеристику экономическим реформам второй половины 1980-х гг.? В чем была их основная цель? Почему они не были доведены до конца?

5. Как изменилась система государственного управления во второй половине 1980-х гг.?

6. Какую роль играл в системе высших органов государственного управления Совет народных депутатов?

7. В чем суть принятия советскими союзными республиками Деклараций о суверенитете?

8. Что такое «парад суверенитетов»? Дайте характеристику этому политическому процессу. К чему он, в конечном счете, привел?

9. Какими политическим силами и с какой целью была проведена попытка государственного переворота в августе 1991 г.?

10. Когда и в результате каких событий распался СССР? Каким официальным документом это было закреплено?



Сейчас читают про: