double arrow

Ликвидация ханской власти. Административные реформы 1867-1868 гг


Основные этапы колониальной политики России в Казахстане

В процессе колонизации Казахстана можно выделить несколько этапов:

1 этап – 40-е гг. ХУШ – начало Х1Х в.в. Россия искала пути проникновения в Казахстан. Интенсивно возводятся крепости и другие укрепления, особенно по р. Урал. В 1756 г. был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Решение было принято в интересах Яицкого казачества. Строятся линии казачьих укреплений в Среднем жузе. Казачество пользовалось большими привилегиями и льготами. Земельный надел у них был в несколько раз больше, чем у простых крестьян (30 десятин), у офицеров – еще выше (200-1000 десятин). В результате казачьей колонизации у казахов было изъято до 10 млн. десятин земли.

В этот период делается попытка внедрения новой системы управления в Младшем жузе, которая должна была привести к отмене ханской власти. Однако проект реформы оренбургского губернатора барона Игельстрома, первоначально одобренный Екатериной П, был обречен на неудачу и отменен.

П этап – 1 половина Х1Х века. Политика русского царизма активизируется. В этот период обостряется англо-русское соперничество: на Ближнем Востоке Россия потерпела дипломатическое поражение, тем большее значение приобретает для нее Средняя Азия и Казахстан. В этот период четко вырисовывается стратегическое положение Казахстана между Россией, Среднеазиатскими ханствами и Китаем. Казахстан, так же, как Хива, Бухара, Коканд становятся ареной англо-русской борьбы.

Осуществляется упразднение ханской власти. Опираясь на “Устав о сибирских киргизах”(1822) и “Устав об оренбургских киргизах”(1824) правительство вводит новую систему управления в Среднем и в Младшем жузах. Колонизаторская политика расширяется во всех сферах. Ликвидировав традиционную систему управления, царизм открыл широкие возможности для заселения Казахстана русскими переселенцами. Вытесняя кочевников на малопригодные земли.

Ш этап – 2 половина Х1Х в. В 1861 г. в России было отменено крепостное право, что способствовало развитию капиталистических отношений. Растущий русский капитализм Казахстан привлекает как рынок сбыта промышленных товаров и источник дешевого сырья. В 1867-1868 гг. в Казахстане проводятся административные реформы, смысл которых – в подчинении края единой системе управления, введении российской судебной системы. Земля объявлена государственной собственностью, что создает юридическую основу для ее присвоения.

Правительство не могло игнорировать местные условия, так как это вызывало сильную антиправительственную оппозицию. Комиссия, направленная в 1865 г., по личному распоряжению Александра II в Туркестанский край и казахские степи, собрала обширный материал. Но традиции и обычаи казахского народа учитывались только в той степени, какая отвечала политическим и экономическим интересам правящих кругов империи. За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы улучшению жизненных условий местного населения, выступал Ч.Валиханов. Он выражал надежду, что реформы приведут к искоренению бюрократического хаоса, будет организовано более рациональное управление на началах самоуправления. Но его соображения были отвергнуты. Реформы способствовали ускорению колонизации и освоению Казахстана в интересах растущей промышленной империи (См.: История Казахстана. Т.3., Алматы, 2000. С.418-419).

2.Курс на ликвидацию института ханской власти наметился к середине XVIII в. Посредством перераспределения властных полномочий правительство стремилось подготовить для этого почву. К достижению этой конечной цели административные органы Оренбургского и Сибирского ведомств продвигались несколькими путями:

  • через процедуру официального утверждения казахских ханов, а затем и их прямого назначения;
  • через инициирование внутриполитической борьбы за власть (искусственное увеличение количества ханов);
  • через выбор кандидатов на ханский престол из числа послушных, малоавторитетных и недееспособных султанов;
  • через игнорирование и отстранение от власти сильных и авторитетных претендентов на ханский престол (См.: Абылхожин Ж.Б., Масанов Н.Э. и др. История Казахстана: народы и культуры. Алматы, 2001. – С.174-175.).

В результате этой политики в регионе были созданы условия для ликвидации института ханской власти и глубоких социально-экономических преобразований.

В Оренбургском и Сибирском ведомствах управление было организовано в своеобразных формах – так называемые оренбургская система «пограничного» управления и западносибирская система «приказного» управления. Особая система управления была создана в 1855-1856 гг.в Присырдарьинском регионе, в Семиречье, а в Букеевской Орде ханская власть сохранялась до 1845 г.

В связи с включением всех казахских земель в состав Российской империи в 1867-1868 гг. прежние структуры административно-политического управления в разных частях региона были унифицированы и выработана единая система управления для всего Казахстана. По «Временным положениям» 1867-1868 гг. вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Генерал-губернаторы сосредоточили в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Каждое генерал-губернаторство делилось на области, области – на уезды, уезды – на волости, волости – на административные аулы.

Выборы волостных управителей и аульных старшин проводились через каждые три года. Они утверждались военным губернатором области или начальником уезда.

Главные принципы политики самодержавия подтвердило и Положение 1886 г.

Положение 1991 г. внесло определенные изменения в систему областного управления. Этим Положением пресекалась либеральная тенденция разделения военной и административной властей – звание военного губернатора было присвоено всем главам областных администраций в Степном крае.

Важнейшим элементом колониальной администрации были судебные органы. Суд биев сохранялся, но правительство стремилось ограничить круг его деятельности. Единоличный бий мог решать дела на сумму не свыше 100 руб., волостной суд биев – не свыше 1000 руб. По реформам 1867-1868 гг. были введены общеимперские судебные органы.

В целом законопроекты 60-90-х гг. XIX в. являлись составной частью политики царизма на национальных окраинах.


Сейчас читают про: