double arrow

Іноваційної діяльності

Основні поняття теорії інноватіки. Іноваційний процес та іноваційна діяльність. Особливості організації іноваційних процесів. Основні напрямки іноваційної діяльності. Довгі хвилі Н.Д. Кондрат’єва. Ділові цикли І. Шумпетера. Система «новатор — банки — ефективна монополія». Технологічні уклади. Консалтингові послуги в іноваційній діяльності.

Методи визначення вітчизняних та світових тенденцій розвитку іноваційних ідей. Класифікація іновацій, іноваційних процесів і нововведень. Структура класифікатора. Класифікація новацій (нововведень). Класифікація іноваційних процесів. Використання класифікатора в управлінні іноваціями.

Безпека іновацій. Складові безпеки іновацій: екологічна, інформаційна, психологічна, соціальна, економічна, правова безпека.

Термин «инновация» не имеет едного определения (от англ. «innovation» — инновация, нововведение, новшество) [1]. По определению организации эконо­мического сотрудничества и развития «технологическое нововведе­ние — это приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке» [38].

Энциклопедичский словарь трактует это понятие как «……………….».

По определению …….. инно­вация — итоговый результат создания и освоения (внедрения) прин­ципиально нового или модифицированного средства (новшества), удов­летворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологи­ческий).

В более развернутых определениях подчеркивается сложный, сис­темный характер нововведения как процесса, включающего ряд взаи­мосвязанных этапов. В этом смысле технологическое нововведение рассматривается как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые приводят на рынки новые или улучшенные промышленные продукты и обеспечивают коммерческое использование новых или улучшенных производственных процессов и оборудования [38].

Основной проблемой использования термина «инновация» в отечественных и зарубежных научных источниках состоит в том, что им обозначается как конечный результат разработки новвовведений, так и сам процесс создания нововведений.

В книге «Инновационный менеджмент» [81] авторы определяют ин­новацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в ре­зультате проведенного научного исследования или сделанного откры­тия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми по­требительскими качествами товара цли услуги по сравнению с преды­дущим продуктом.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам [47]. Поэто­му здесь мы будем рассматривать термин «инновация» («нововведе­ние») прежде всего как процесс, в ходе которого научная идея до-йодится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект, т. е. приобретает экономическое содержание, а «то результат (нововведения), доведенный до стадии коммерческого

Таким образом, инновация означает процесс создания и внедрения новшеств. Процесс распространения новшеств на рын­ке иначе называется «диффузией» или адаптацией новшеств. Понятие нововведения тесно связано с понятием инновационного процесса. Ин­новационный процесс — это регулируемый процесс, имеющий комп­лексный характер и заключающийся в создании и практической реалилации новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке [40].

Классификацию инноваций можно провести по ряду признаков.

1. В зависимости от характера иноваций можно выделить:

- технические (новые продукты, материалы, технологии, оборудование);.

- организационные (новые формы и методы организации различных видов деятельности предприятия, в частности, изменение огранизационной структуры, форм управления);

- экономические (методы управления инновационной деятельностью путем планирования, финансирования, ценообразования, рекламы, новых сфер применения продукции, изменение мотивации потребителя);

- социальные (повышение благосостояния, формы активизации трудовой деятельности, включая квалификационную и кадровую подготовку, стимулирование работников и их творческой активности, улучшение условий труда);

- юридические (изменение законодательства, налогообложения, нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность). [25]

2. В зависимости от места применения:

а) товарные (новые продукты, потребляемые в сфере производства или потребления);

б) технологические (новые способы производства старых или новых продуктов);

в) управленческие (новые формы и методы работы аппарата управления);

г) экономические (проведение маркетинговых исследований в области инноваций на основе методов сбора и анализа информации о потенциале фирмы и продуктов).


Сейчас читают про: