double arrow

Основные понятия теории инноватики

Инновация (нововведение).Инновация (от англ. /ял0га//ол) озна­чает нововведение как результат практического (или научно-техни­ческого) освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и ус­луг. Практическим освоением новшеств в нововведениях является ре­ализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетво­рению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспо­собности, т.е. общественном признании, что является важным ре­зультатом инновационной деятельности. При этом, помимо влияния комбинаций факторов производства, рассмотренных в 2.2.2, необхо­димо в современных условиях учитывать новый фактор, определяе­мый тем, что наука стала теоретической основой материального производства.

Непосредственно нововведения-продукты считаются первичны­ми. Они появляются в экономике предшествующего технологическо­го уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-про­дуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерчес­кой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение (диффузия) нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад обществен­ного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывает­ся конъюнктурными изменениями на рынке товаров.

Новация (новшество).При обновлении ассортимента продук­ции, средств производства и услуг используются научно-техни­ческие, технологические, организационно-экономические и уп­равленческие новации (новшества). Под новшеством следует по­нимать новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип), изобретение, коммерциализацию ново­введений (включая маркетинг).

Истоки совершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся в окружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являются результа­том проведения фундаментальных научных исследований, кото­рые подразделяются на фундаментальные теоретические исследо­вания и поисковые НИР.

К результатам фундаментальных теоретических исследований относятся теория радиоактивности и планетарная модель атома английского физика Э. Резерфорда. Им же открыты альфа- и бета-лучи, а в 1919 г. осуществлена первая искусственная ядерная реакция. Однако своим открытиям и теорети­ческим исследованиям Резерфорд не придавал какого-либо практического значения. Долгое время они имели только эвристическую ценность.

Поисковые НИР имеют целью выдвижение и обоснование нового метода удовлетворения общественных потребностей, его экспериментальную проверку, В ходе поисковых НИР результаты открытия или теоретического знания получают возможность най­ти практическое применение. При этом начальная стадия функци­онирования нового метода характеризуется весьма низкими пока­зателями полезного действия. На этой стадии отличные качествен­ные показатели нового метода еще не перешли в высокие количе­ственные результаты.

Под руководством академика И.В. Курчатова в 1954 г. была создана первая в мире атомная электростанция мощностью 5 МВт, что было в 167 раз ниже, чем у Днепрогэс-2. Однако при этом был практически реа­лизован метод мирного использования энергии атома. Дальнейшее разви­тие атомной энергетики привело к созданию крупнейших многоблочных АЭС, мощность которых в 1200 раз превышала мощность первой АЭС и в 7 раз мощность Днепрогэс-2.

Изобретение.Изобретением считается новое, обладающее су­щественными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облег­чает условия труда и обеспечивает его безопасность. Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляет­ся в ходе эскизно-технического проектирования на стадии ОКР.

Жизненный цикл продукции(см. также модуль «Управление маркетингом»). Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по со­зданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей от­работанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного про­изводства новой продукции. При этом объемы производства долж­ны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов про­изводимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.

Жизненный цикл технологии.Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего тех­нологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологичес­кого профиля по нововведениям-продуктам. На второй фазе пре­следуются цели освоения нововведений-процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражи­руется с многократным повторением на других объектах. Четвер­тая фаза включает рутинизацию, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

На доминирование технологического уклада в течение про­должительного периода времени оказывает влияние государствен­ная поддержка новых технологий и стимулирование инвестицион­ной деятельности фирм и компаний. Нововведения-процессы ме­нее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержек производства, обеспечивают устойчивость потребитель­ского спроса на товары.

Жизненный цикл товара.Начало жизненного цикла товара, ко­торый имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедре­нием. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетин­гом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.


Сейчас читают про: