double arrow

В зависимости от

В зависимости от широты нововведений

В зависимости от степени новизны

а) базисные (те, которые могут коренным образом изменить содержание различных видов деятельности);

б) нововведения усовершенствования (незначительные нововвведения)

а) радикальные (полные)

б) частичные

а) революционные (

б) эволюционные (вызванные естественным процессом развития общества или организации);

6. В зависимости от полезности нововведения:

а) рациональные (полезные для общества и организации);

б) иррациональные (которые не приносят пользы или даже являются вредными для общества и организации)

7. От сферы применения:

а) широкого использования;

б) особенного использования,

8. В зависимости от социально-временного фактора:

а) нововведение, соответствующее определенному этапу развития общества или организации;

б) нововведение, не соответствующее развитию общества или кон­кретной организации на определенном этапе их развития, например несоответствие финансовых возможностей низации его инновационной деятельности

….выделяет следующие принципы инновационной деятельности.

1. Приоритетность инновационного производства над традиционным.

Приоритет инновационных процесов выступает как прямое следствие повышения роли научно-технической подготовки производства, адекватности уровня рабочей силы состоянию технологической и производственной базы предприятия.

2. Экономичность инновационной деятельности.

Данный принцип предполагает не только самоокупаемость инновационного процесса, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке.

3. Гибкость инновационной деятельности.

Исходя из этого принципа, управление должно обеспечить широту действий субъектов инновационной деятельности, получение ими возможности маневра, отказ от жесткой регламентации, поощре­ние инициативы.

4.Приоритет потребности рынка.

Фирма, занимающаяся инновационной деятельностью, для получе­ния коммерческого эффекта должна ориентироваться на потребителя и предлагать те новшества, которые ему действительно нужны, а не те, которые может произвести (основной принцип маркетинга).

5. Безвредность

Неразумное, непродуманное создание и внедрение новшества может быть опасно для общества в целом (новые виды оружия массового пора­жения) и для конкретной организации (средства, затраченные на ново­введение, не имеющее коммерческого потенциала, могут привести к ги­бели организации).

6. Соответствие инновационной деятельности и его результатов (новшества) определенным временным рамкам.

Нововведение, которое для данного общества или организации не соответствует конкретному этапу развития, не может принести пользы и быть востребованным.

7. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов куль­турному уровню рынка.

Новшество, которое внедряется на рынок, должно соответствовать культурному уровню этого рынка, иначе оно не будет обладать коммер­ческим потенциалом и не будет востребовано им.

8. Финансовая обеспеченность нововведения.

Инновационная деятельность должна быть адекватна финансовым возможностям организации и обеспечиваться денежными ресурсами на каждом этапе (для ее успешного завершения и проведения мероприя­тий по анализу и подготовке рынка к внедрению новшества).

9. Общественная полезность.

Нововведение должно приносить пользу не только конкретной структуре, занимавшейся его разработкой, но и обществу в целом, т. е. новведение должно ориентироваться на принципы социально-этиче­ского маркетинга.

10. Экономико-географический принцип.

Мы исходим из того, что результат и сам процесс нововведения 1жны реализовываться, быть адекватны определенному уровню эко-мики и географическим, климатическим и т. п. условиям.

11. Поддержка фундаментальной науки.

Прикладная наука имеет возможность самофинансирования. Такая возможность отсутствует у фундаментальной. Так как фундаменталь­ная наука является основой для научно-технического прогресса в целом, задача государственных органов и предпринимательских структур, занимающихся инновационной деятельностью, поддерживать материальную основу этой деятельности — фундаментальную науку.

12. Защищенность инновационной деятельности.

Принятие и действие законов и других нормативно-правовых доку-мгитов для защиты авторских прав и интересов организаций, действу-к ч цих в сфере инновационной деятельности.

13. Организация обратной связи.

Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке новшества, которое должно на определенном этапе жизненного цикла вызвать потребность в создании следующего нового продукта (идею) и дать финансовую возможность этому процессу.

14. Кадровое соответствие.

Для успешного проведения процесса нововведения организация должна располагать кадрами, которые могут и хотят создавать новое.

15. Конкурентоспособность.

Политика нововведения должна строиться с учетом деятельности конкурентов на рынке, анализа их возможностей, сильных и слабых сто­рон, использования достижений конкурентов в своих интересах (бенч-маркинг), а также носить упреждающий характер.

16. Единая инновационная стратегия.

Организация разрабатывает стратегию в области инновационной деятельности, учитывающую экономические, финансовые, кадровые возможности; социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

17. Коммерческий эффект нововведения.

Процесс инновационной деятельности возможен и имеет смысл в том случае, когда он обладает коммерческим потенциалом, а новшество приносит прибыль, которая должна покрывать затраты на ведение инновационной деятельности, обеспечивать жизнедеятельность органи­зации и стимулировать организацию к созданию последующих нов­шеств.

18. Экологическая безопасность.

Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для окружающей среды. Организация предусматривает возможность при­чинения вреда и принимает меры по его предотвращению. В конечном итоге новый продукт, наносящий вред природе и человеку, отторгается обществом и не приносит пользу организации.

19. Цикличность инновационных процессов.

Среди исследователей все большую популярность завоевывает вол­новая, циклическая концепция развития нововведений. В начале цикла происходит постепенное нарастание технического потенциала нововве­дения, затем его бурная коммерческая эксплуатация, за которой следует замедление. В основе каждой «волны» лежат доминирующие базисные технологии. Впервые эту концепцию больших циклов предложил рус­ский экономист Н. Д. Кондратьев («циклы Кондратьева»). Суть ее за­ключается в том, что существуют большие циклы, характеризующиеся сменой тенденций повышения и понижения.

Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7—10 лет, известные как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем — кризис — депрес­сия». В трудах Родбертуса, Маркса, Жюгляра, а впоследствии Туган-Барановского, Гильфердинга, Митчела и других известных экономистов отмечалось, что указанные колебания периодичны и органически присущи капиталистическому строю.

Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, экономист Н.Д. Кондратьев установил существова­ние длинных волн, или больших циклов конъюнктуры, протяжен­ностью в 40—60 лет (Вопросы конъюнктуры. 1925. Т. 1. Вып. 1. С. 28—79). До этого вышла книга Н.Д. Кондратьева «Мировое хо­зяйство и его конъюнктура во время и после войны», где впервые упоминались большие циклы.

Исследовались статистические данные за период с конца XVIII в., т.е. с начала промышленной революции. В сферу статис­тической обработки данных вошли индексы товарных цен, курс ренты, заработная плата сельскохозяйственных и промышленных рабочих, оборот внешней торговли, а также другие важные эко­номические показатели, включая потребление угля, производство чугуна и стали.

Чтобы выявить большие циклы конъюнктуры, Кондратьев обозначил промышленно-капиталистические циклы как средние циклы протяженностью в 9 лет. Это было необходимо для вырав­нивания статистических данных, кроме того, гасило влияние ма­лых циклов с более короткими колебаниями в 3—3,5 года, на ко­торые обращал внимание английский экономист Дж. Китчин.

По результатам проведенного исследования Кондратьев ус­тановил, что перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений.

Первому большому циклу экономической конъюнктуры, его по­вышательной волне способствовали изменения в ткацкой, химичес­кой и металлургической промышленности. Началу повышательной волны второго большого цикла предшествовали изобретения турби­ны, жнейки, телеграфа Морзе, парового насоса, швейной машины, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, создание Максвел­лом теории магнитного поля, развитие железнодорожного транспорта. Повышательной волне третьего большого цикла конъюнктуры спо­собствовали изобретение электродвигателя, в частности создание трехфазного асинхронного двигателя на переменном токе электротех­ником М.О. Доливо-Добровольским, а также развитие российским ученым-металлургом Д.К. Черновым теории термической обработки стали.

Вторая эмпирическая правильность (по терминологии Конд­ратьева) сводится к тому, что периоды повышательных волн больших циклов сопровождаются крупными социальными потря­сениями в жизни общества, тогда как на понижательном участке эти потрясения незначительны.

Третья эмпирическая правильность в больших циклах конъ­юнктуры характеризуется депрессией сельского хозяйства на по­нижательном участке волны.

Четвертая наблюдаемая правильность сводится к тому, что большие циклы конъюнктуры выявляются в том же едином про­цессе динамики экономического развития, в котором проявляют­ся и средние циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии. Поэтому средние циклы как бы нанизываются на волны больших циклов.

Следовательно, характер фазы большого цикла не может не отразиться на ходе средних циклов. Так, если наблюдать по­нижательный период большого цикла, то все повышательные тенденции средних циклов будут ослаблены, а понижательные тенденции будут усиливаться общей понижательной волной большого цикла. Краткие и слабые подъемы средних циклов бу­дут сопровождаться длительными и более глубокими депресси­ями.

Далее Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением ос­новных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества. Для этого процесса требуются огром­ные запасы капитала, в частности для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций и др.). Отсюда необходимо, чтобы кривая роста капитала была выше кривой текущего инвес­тирования на замену активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Концентрации капита­ла способствует система кредита и фондовая биржа.

Кривая темпа накопления капитала значительно выше на ста­дии понижательно-депрессивной волны, так как объем капиталь­ных вложений снижается. Это создает накопительные условия для очередной повышательной стадии большого цикла экономичес­кой конъюнктуры.

Исследуя экономические изменения в факторах производ­ства, И. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равнове­сие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют 'динамические изменения в экономике. Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

· создание нового продукта;

· использование новой технологии производства;

· использование новой организации производства;

· открытие новых рынков сбыта;

· открытие новых источников и видов ресурсов.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений. В терминологии Шумпетера «нововведение» не являет­ся синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.

Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к раз­личным изменениям, проявления которых усложняются на фоне крупного экономического подъема. Шумпетер учитывал одновре­менно несколько синхронных движений и создал теорию мульти-цикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явле­ний определяются волновыми колебаниями.

В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних цик­лов, а в каждый средний — несколько коротких циклов.

В длинные волны входят циклы периодом в 55 лет (цикл Кон­дратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца распространяются, по Шумпетеру, на рыночные конъюнктурные изменения по отно­шению к определенным видам продукции.

Причиной динамических изменений, согласно модели И. Шумпетера, является вторжение новатора, который как предпри­ниматель энергично отвлекает факторы производства от существую­щих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности создаются новые ценнос­ти, происходит технический прогресс в средствах производства.

Новатор-предприниматель нуждается в финансовых ресурсах на осуществление нововведений. Кредит предоставляют банки, в результате происходит перераспределение ресурсов. Процентная ставка, по которой происходит привлечение инвестиций иннова­ций в инновационную деятельность, является ценой, уплаченной за приобретение новых средств производства. Новатор-предприни­матель выходит на рынок и нарушает равновесные соотношения цены, издержек и доходов. Следовательно, инвестирование высту­пает как неотъемлемая часть инновационной деятельности.

Нововведения представляют собой основу конкуренции нового типа в отличие от ценовой конкуренции. И. Шумпетер называл ее эффективной конкуренцией. В свою очередь, продуктовые нововве­дения создают временную монополию нового товара или эффектив­ную монополию, которая является естественным элементом эконо­мического развития. Появилась возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного об­новления капитала через научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие нововведения.

В современной теории инноватики чередование деловых цик­лов принято связывать со сменой технологических укладов в об­щественном производстве. Понятие «уклад» означает обустрой­ство, установившийся порядок организации чего-либо.

Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресур­сов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабо­чей силы, общий научно-технический потенциал и пр. (Глазь­ев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С. 61-62).

Экономический кризис в Украине вызван объективными процессами, основа которых связана с эволюцией сложных экономических систем. В процессе поступательного развития цивилизации одни формы, выполнив свою роль, отмирают, другие - зарождаются. Смена форм, оказывавших решающее влияние на раскрытие возможностей инновационного потенциала и активного экономического роста, происходит неравномерно, рывками, вызывая кризисные процессы.

Эти процессы лежат в плоскости динамики развития технологических укладов (ТУ), играющих решающую роль в формировании важнейших звеньев технико-экономических систем. Технологический уклад - это взаимосвязанная и взаимообусловленная устойчивая экономическая система, имеющая вполне конкретное качественное наполнение, отличающее технологические уклады друг от друга.

Исследования показывают, что технологические уклады развиваются по своим характерным законам, формирующим их жизненный цикл, который вытекает из активной фазы инновационного роста. Завершение жизненного цикла низшего технологического уклада не вызывает автоматического появления нового, высшего технологического уклада. Смена технологических укладов формирует переходный период. Экономическая история показывает, что ни одна страна во времена смены ТУ не избежала кризисных процессов. В результате такого эволюционного волнового движения, появляются новые формирования - лидирующие секторы экономики, которые затем, охватывая всю экономическую систему вовлечением ее в процессы роста, создают качественно новую устойчивую взаимосвязь всей экономической системы - технологический уклад.

Формирование нового технологического уклада в переходный период в уловиях кризиса обостряет дефицит ресурсов. Новый ТУ начинает потреблять ресурсы для своего развития, причем в значительных объемах. Существующий же, пусть и низший, технологический уклад, продолжает "кормить" большое количество людей, и ему для воспроизводства также требуются ресурсы. Отутствие четко выверенной антикризисной политики, учитывающей особенности эволюции технико-экономических систем под воздействием инновации, должны неизбежно привести к усилению напряжения на финансовых и иных рынках и, как следствие - к финансовому и валютному кризисам, которые следует расценивать как осложнение течения общеэкономического кризиса. Что мы и наблюдаем.

Если же при этом осуществляется нерациональное использование национального богатства, а полученные из разных источников средства не направлены на создание и развитие современного наукоемкого производства, накапливающийся кризисный потенциал рано или поздно прорвется наружу. То, что мы видим сегодня - это еще не настоящее дыхание кризиса, но его приближение становится все более ощутимым.

Связанные с инновационным процессом на макроуровне, ТУ имеют стадии жизненного цикла активного инновационного роста - от зарождения, формирования новых базисных отраслей и до последующей стагнации. Этот процесс более длителен, чем обычный cреднесрочный экономический цикл и занимает несколько десятилетий.

Завершение жизненного цикла технологического уклада вызвано снижением предельной производительности капитала. Если вовремя не предпринять эффективных упреждающих мер, экономика попадает в "патовую" ситуацию и кризис.

Сдерживающая политика, преследующая цель стабилизации финансов, будет иметь положительный эффект только в кратковременном периоде, и этот положительный эффект будет относиться только к низшему ТУ (который привносит наибольший "вклад" в составляющую инфляции издержек). Но одновременно с этим, сдерживающая политика окажет угнетающее воздействие на развитие высшего технологического уклада. Тем самым затормозится экономический рост и экономика в конце концов провалится в еще более глубокий экономический кризис.

С другой стороны, стимулирующая политика, преследующая цель разогрева экономики и ее роста, также будет иметь положительный эффект только в кратковременном периоде, и этот положительный эффект будет относиться только к высшему ТУ. Но одновременно с этим стимулирующая политика поддержит и низший технологический уклад, нерентабельные производства, что увеличит потребление ресурсов без соответствующей отдачи. Тем самым возобладают негативные тенденции, и экономика провалится в глубокий кризис.

Таким образом, мы наблюдаем "пат" - любая политика, если она не избирательная, во время переходного периода приводит к отрицательному результату. Попытка разогреть экономику привела в 1993 году к гиперинфляции, а попытка стабилизировать ее путем сдерживания инфляционных процессов жесткой монетарной политикой привела к перманентному финансовому кризису в 1997-1998 гг., параличу инструментов Центрального банка (тем самым еще раз подтвердив истину, что в период кризиса монетарная политика менее эффективна чем бюджетно-финансовая, и что для малой открытой экономики желателен в этот период не фиксированный, а плавающий валютный курс).

Исходя из этого, ошибочны и высказывания, которые звучат в пользу простого увеличения денежной массы в обращении (хотя трудно не согласиться, что коэффициент монетизации экономики является слишком низким). За подобными высказываниями кроется неприкрытая аргументация о необходимости растворения "тромбов" неплатежей, преодоления роста дебиторской и кредиторской задолженностей, которые уже превзошли ВВП. Монетарная и фискальная политика в переходный период при любых обстоятельствах должна быть избирательной. Поэтому простое увеличение коэффициента монетизации может оказать стимулирующее воздействие на производства, привносящие в экономику больше издержек, чем положительной отдачи.

Избирательность политики должна отвечать логике, вытекающей из требований инновационной парадигмы экономического развития. В противном случае положительного результата все равно трудно будет достичь, так как только инновация дает рост предельного продукта капитала, и в переходный период в вопросах экономического роста ей альтернатив нет. Любые инвестиции или экономическое стимулирование производств, относящихся к старому технологическому укладу, без предварительного раскрытия инновационного потенциала "точек" роста приведут в конечном итоге к отрицательному результату.

Стимулирующая монетарная политика, направленная на активизацию "точек" экономического роста, может в значительной степени способствовать раскрытию инновационной ниши и появлению новой базисной инновации. Базисная инновация, выполняя роль "точки" экономического роста, дает первоначальный и решительный толчок в создании нового сектора экономики, расконсервирует инновационный потенциал, что выражается в повышении предельной производительности капитала, а вместе с ней дает и новый импульс экономическому росту. Вместе со сменой ТУ происходит и смена лидирующих секторов экономики, базисных отраслей. Это, в свою очередь влечет изменение потоков ресурсов и капиталов.

Отличие нынешнего периода в том, что у нас так и не появился новый механизм поиска развития, который связывается с рынком. Бюджетно-финансовая и кредитно-денежная политика переходного периода проходила без учета закономерностей эволюционных и инновационных процессов. В итоге и правительство, и НБУ попали в "патовую" ловушку, которая является благоприятным фоном для возникновения различного рода порочных кругов. Какими бы ни были стабилизационные меры, то ли со стороны фискальной политики, то ли со стороны монетарной политики, все они могут создавать только фон, на котором должен развиваться сценарий экономического роста.

Чтобы избежать "пата", правильно было бы провести научно обоснованный анализ и осуществлять политику дифференцированно. По отношению к низшему технологическому укладу должна быть политика сдерживания и поддержки отраслей, составляющих основу инфрастуктуры. Цель такой политики - подавление до разумного минимума непроизводительных расходов и инфляции издержек. Поддержка инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь) преследует ту же цель - падение этих отраслей будет вызывать лавинообразное нарастание удельных издержек.

По отношению к высшему технологическому укладу должна быть политика стимулирующая. Цель такой политики - стимулирование (до разумных пределов) инфляции спроса, формирование благоприятных условий по перетеканию капиталов и ресурсов в новые отрасли, создание для высшего ТУ новой инфраструктуры. Последнее немаловажно, так как приводит к понижению удельных издержек и активизации новых секторов экономики, которые и создают рост, поднимая экономику из кризиса.

Тем не менее и по сей день политика осуществляется "на всю экономику". Государство ведет политику нерациональных непроизводительных расходов, что вызывает рост налогового пресса на всю экономику, продолжает удерживать экономику в состоянии "пата", а созданная финансовая пирамида усиливает этот эффект, отвлекая огромные денежные средства из активного процесса и откладывая долг, создает перманентный финансовый кризис.

Центральный банк также усиливает "пат". С одной стороны, удерживая учетную политику на высоких процентных уровнях, он заставляет глубже прятаться со своими деньгами "теневиков". С другой стороны, проводя жесткую монетарную политику, он ограничивает потенциал роста высшего технологического уклада, угнетая эффективный спрос (потребление плюс инвестиции), совершенно исключает из числа положительных факторов инфляцию спроса.

Необходимо разработать и утвердить перечень приоритетов, основанных на инновационном подходе. В число этих приоритетов должна в обязательном порядке войти "точка" роста с базисными инновациями. Необходимо создать условия для развития инновационного процесса, в результате чего сохранится надежда на то, что отечественная промышленность "вклинится" в общемировые инновационные процессы на последующих этапах развития.

Учитывая агрессивный характер инновации на начальных этапах ее развития по отношению к низшему технологическому укладу, надо разработать и утвердить перечень отраслей, вплоть до конкретных предприятий, в отношении которых должна осуществляться государственная поддержка на период реализации потенциала "точек" роста. В этот перечень в обязательном порядке должны войти электроэнергетика, железнодорожный и коммунальный транспорт. Поддержка должна касаться только ремонтных и восстановительных работ. Учитывая свойство указанных производств увеличивать совокупные общественные издержки, необходимо воздержаться от повышения тарифов на электроэнергию и транспорт, так как они угнетающе подействуют на инвестиционный климат через платежеспособность населения.

Следует создать условия для концентрации и "давления" ссудных капиталов на инновационном направлении. С этой целью, как возможно желательный вариант, создать государственный акционерный инвестиционный банк, с процентом по кредиту на уровне среднеевропейского. Учитывая необычную для существующей практики процентную политику банка, основной и единственной целью его должно быть финансирование государственной программы инновационных приоритетов. При этом само финансирование должно осуществляться в соответствии со строго разработанными целями, графиком и этапами, а деятельность должна быть полностью "прозрачной"

Какими бы ни были правильными выбранные приоритеты, осуществление политики по их реализации невозможно без комплексной инновационной программы первоочередных мер по выводу экономики из кризиса. Однако в условиях существующего законотворческого процесса трудно даже предположить вариант механизма ее утверждения.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза прихо­дится на его зарождение и становление в экономике предшеству­ющего технологического уклада. Вторая фаза связана со структур­ной перестройкой экономики на базе новой технологии производ­ства и соответствует периоду доминирования нового технологи­ческого уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характе­ризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

В настоящее время в Украине параллельно существует несколько тех­нологических укладов: наиболее динамично развиваются сырьевые отрас­ли промышленности, что соответствует периоду доминирования третьего технологического уклада. В оборонных отраслях развиваются технологии, соответствующие четвертому и пятому технологическим укладам. В малых инновационных организациях, занимающихся созданием искусственного интеллекта или разрабатывающих технологические процессы на основе биоинженерии, рождается шестой технологический уклад.

Кривая, характеризующая фазу роста, имеет две фазы подъе­ма: связанные с зарождением и бурным ростом нового технологи­ческого уклада. Следует заметить, что между ними расположен по­логий участок кривой, на котором, по концепции И. Шумпетера, отдельные фирмы и компании в течение заметного периода вре­мени добиваются эффективной монополии в производстве отдель­ных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся (до 20 лет) под защитой за­конов об интеллектуальной и промышленной собственности. Од­нако монопольное положение с течением времени постепенно на­рушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэто­му организации-монополисты приступают к лицензированию тех­нологии производства своих изделий. В результате ускоряется рас­пространение нововведений-процессов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При этом происхо­дит структурная перестройка экономики, когда большинство тех­нологических цепей производства продукции и оказания услуг об­новляется и деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Наиболее ярко особенности эффективной конкуренции проявились при создании рынка персональных компьютеров в США. С. Джобе, создатель первого персонального компьютера, в короткие сроки стал миллионером за счет монопольного положения на рынке. Однако конкурентное преимуще­ство было временным, и в течение последующих лет компания Аррlе уступи­ла рынок фирме 1ВМ, которая, воспользовавшись идей выдающегося ант­репренера Б. Гейтса о продаже лицензий на производство 1ВМ-совместимых ПК, обеспечила мировой трансферт своей модели компьютера и фактичес­ки стала монополистом на рынке ПК в глобальном масштабе.

Распространение нововведений-процессов в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-эконо­мической деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией инноваций.

Возможность диффузии инноваций определяется их инвари­антностью, т.е. способностью сохранения неизменными имею­щихся количественных характеристик по отношению к преобразо­ваниям и переменам окружающей внешней среды.

Наиболее типичными для диффузных процессов являются технологические инновации. Они непосредственно связаны с тех­нологией производства, ее многократным повторением на различ­ных объектах. Инвариантность технологических инноваций спо­собствует ускоренному притоку капиталов в новый технологичес­кий уклад.

Поскольку характеристики инновационных технологических процессов в случае их диффузии остаются неизменными, инвес­тор с большей определенностью может прогнозировать экономи­ческие результаты нововведения. Таким образом, снижается риск инвестиций, повышается инвестиционная привлекательность ин­новаций. Доминирование нового технологического уклада в эко­номике приводит к постепенному снижению прибыльности про­изводства продукции и оказания услуг в предшествующем укладе.

Тем не менее в условиях международного кооперирования производ­ства растет специализация отдельных стран и регионов по определенным товарным и технологическим рынкам. Так, страны Юго-Восточной Азии фактически захватили лидирующее положение на рынке полупроводни­ков и комплектующих для ПК. В настоящее время до 95% всех комплекту­ющих для компьютеров в мире собираются в Сингапуре, в Китае и на Тайване. Дешевая рабочая сила в этом регионе обеспечивает конкурен­тоспособность продукции при достаточной прибыльности инвестиций в отживающий технологический уклад.

Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций, который законодательно разрешает передачу права использования новшеств и нововведений как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятель­ности. Инновационный трансферт учитывает именную ценность ин­новаций, интеллектуальный вклад авторов. Специально создаваемые органы в сфере патентно-лицензионной деятельности охраняют и удостоверяют права патентодержателя на инновацию в виде, напри­мер, изобретения или новой технологии производства продукции. Лицензию на использование такого рода инноваций выдает владелец патента. В наиболее распространенных случаях лицензирование пред­ставляет собой процесс передачи промышленной собственности на основании соглашения договаривающихся сторон.

Лицензионное соглашение на передачу патентных прав офор­мляется договором купли-продажи по обычным юридическим нормам и предусматривает не только размер вознаграждения, но и порядок осуществления платежей. Различают простые, исключи­тельные и полные лицензии.

Простая лицензия ограничивает объем производства продук­ции, ее реализацию лицензиатом на определенной территории, запрещает продажу лицензии третьим лицам, в то время как ли­цензиар может осуществить ее вторичную продажу.

Исключительная лицензия дает право лицензиату монопольно распоряжаться предметом лицензии, а лицензиар утрачивает ана­логичные права.

Полная лицензия, применяемая крайне редко, предусматри­вает передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет лицензии, что равносильно продаже патента.

Патентно-лицензионный трансферт инноваций должен осуще­ствляться с учетом экономических интересов страны. Если новше­ство или нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практи­ке, не использовано достаточно полно в стране-патентодержателе, то продажа лицензии иностранному государству может нанести ощу­тимый экономический вред. Это особенно характерно для беспатент­ных лицензий, представляющих собой лицензионные соглашения на продажу незапатентованного изобретения, ноу-хау или другого про­изводственно-технологического достижения. По своей сущности бес­патентная лицензия аналогична продаже научно-технических разра­боток, которые по каким-либо причинам не были задействованы в стране, где эти достижения получены. По таким лицензиям интел­лектуальная собственность практически не защищена. Следователь­но, трансферт инноваций нуждается в продуманном технико-эконо­мическом обосновании диффузных процессов, связанных с распрос­транением новшеств и нововведений.

Патентные отношения играют одну из ключевых ролей в обеспече­нии конкурентных преимуществ на рынке инновационных товаров и ус­луг. Драматическая история формирования рынка программного обеспечениясвязана с со­зданием операционной системы Windows. В основе технологии работы в данной операционной среде лежит принцип открывания «окон», пере­ключение между которыми осуществляется с помощью манипулятора «мышь». Впервые этот навигационный прием был разработан в компании Хеrох для управления множительной техникой. Однако руководство ком­пании посчитало это новшество недостаточно коммерческим и даже не оформило патент на изобретение. Первым перспективы этой инновации увидел С. Джобе и приступил к разработке новой операционной системы на базе этого новшества. Не имея возможности ни оформить патент на чужое изобретение, ни приобрести исключительную лицензию ввиду ее отсутствия, С. Джобе «опоздал» на 3 месяца и вышел на рынок позже своего основного конкурента — компании Мicrosoft во главе с Б. Гейтсом. Б. Гейтс обратил внимание на технологию Windows, экспонировавшуюся компанией Apрlе на одной из научно-технических выставок и тотчас при­ступил к своим разработкам. За короткий срок компания Мicrosoft создала операционную систему Windows 3.1 и захватила рынок. С.Джобе, создав­ший более совершенную операционную систему, но попытавшийся вый­ти на рынок после своего конкурента, навсегда утратил конкурентные преимущества для своей компании в данной области.

В общей характеристике технологических укладов принято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро технологи­ческого уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада.

В пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на 80-е годы XX в., ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т.д. Клю­чевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. В формирующееся ядро нового (шестого) технологического ук­лада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др.

Кроме того, приводятся и такие характеристики, как пре­имущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности. К ним относятся индивидуализация производства и потребления, горизонтальная интеграция НИОКР, новые режи­мы собственности для программного продукта и ряд других.

Нововведение становится все более важным моментом экономиче­ской жизни. В России постепенно приходят к мнению, что наша неэф­фективная промышленная деятельность по сравнению с такими страна-: ми, как США, Япония и Германия, объясняется тем, что последние более прогрессивны в плане применения новой техники. В нынешней обстановке организациям жизненно важно идти в ногу или даже впере­ди технических перемен и успешно внедрять нововведения.

Одним из важных факторов в диффузии нововведения является взаимозависимость его сложности и уровня знаний на дан­ный момент. При первом внедрении нововведение часто оказывается неудачным, и только позже оно переживает «второе открытие» и широ­ко внедряется. Это заставляет думать о взаимосвязи между культур­ным климатом и успехом нововведения.

Многие нововведения можно считать слишком передовыми для их успешного первовнедрения; «традиционные» нововведения часто вне­дряются более охотно.

Диффузия инноваций требует различного времени, необходимого для про­ведения: оно может колебаться в интервале нескольких лет и зави­сит от характера нововведения.

Процесс принятия нововведений может быть описан как реализация пяти этапов:

  • понимание,
  • интерес,
  • оценку,
  • проверку,
  • принятие.

Темпы диффузии инноваций зависят от влияния многих факторов:

- степени новизны и традиционности нововведения;

- широкого понимания нововведения,

- системы ценностей конкретного человека или организации общества.

Тема 2. Іноваційні цілі і потенціал організації

Показники іноваційної діяльності організації. Іноваційні цілі. Іноваційний потенціал. Види іноваційного потенціалу: продуктовий, функціональний, ресурсний, організаційний, управлінський. Підходи до оцінки іноваційного потенціалу. Детальний підхід. Діагностичний підхід. Вимір іноваційного потенціалу. Іноваційний клімат. Структура зовнішнього макросередовища організації. Аналіз і оцінка іноваційного макроклімату. Аналіз і оцінка іноваційного мікроклімату. Іноваційна позиція організації. Іноваційна активність і іноваційна сила. Методика оцінки іноваційної активності підприємства.

Інноваційна діяльність - вид діяльності, пов'язаний з трансформацією ідей (звичайно результатів наукових досліджень і розробок або інших науково-технічних досягнень) в новий або вдосконалений продукт, впроваджений на ринку, в новий або вдосконалений технологічний процес, використаний в практичній діяльності, або в новий підхід до соціальних послуг.

Інноваційна діяльність передбачає цілий комплекс наукових, технологічних, організаційних, фінансових і комерційних заходів, і саме в своїй сукупності вони приводять до інновацій . Наукові дослідження і розробки є не тільки джерелом нових ідей, але можуть здійснюватися на різних етапах інноваційного процесу, будучи засобом розв'язання проблем, потенційно можливих на будь-якій його стадії.

Виділяються шість основних видів інноваційної діяльності:

а) інструментальна підготовка і організація виробництва, що охоплює придбання виробничого обладнання і інструмента, зміни в них, а також в процедурах, методах і стандартах виробництва і контролю якості, необхідних для виготовлення нового продукту або застосування нового технологічного процесу;

б) пуск виробництва і передворобничі розробки, що включають модифікації продукту і технологічного процесу, перепідготовку персоналу для застосування нових технологій і обладнання, а також пробне виробництво, якщо передбачається подальша доопрацювання конструкції;

в) маркетинг нових продуктів, що передбачає види діяльності, пов'язані з випуском нової продукції на ринок, включаючи попереднє дослідження ринку, адаптацію продукту до різних ринків, рекламну кампанію, але виключаючи створення мереж поширення для реалізації на ринку;

г) придбання нематеріалізованої технології зі сторони в формі патентів, ліцензій, розкриття ноу-хау, торгових марок, конструкцій, моделей і послуг технологічного змісту;

д) придбання матеріалізованої технології - машин і обладнання, за своєму технологічному змістом пов'язаних з впровадженням на підприємстві продуктових або процесних інновацій;

е) виробниче проектування, включаючи підготовку планів і креслень, передбачених для визначення виробничих процедур, технічних специфікацій, експлуатаційних характеристик, необхідного для створення концепції, розробки, виробництва і маркетингу нових продуктів і процесів. Воно може бути частиною первинної концепції продукту або процесу, тобто наукових досліджень і розробок, але може бути також пов'язане з інструментальною підготовкою, організацією виробництва і його пуском, маркетингом нових продуктів.

Показники інноваційної діяльності – це той набір показників, що характеризують результати впровадження нових або вдосконалених продуктів і технологічних процесів. У їх складі статистика розглядає звичайно три групи показників, що відображають:

o питому вагу інноваційної продукції в загальному об'ємі продукції;

o вплив інновацій на результати діяльності підприємства;

o вплив інновацій на використання виробничих ресурсів.

Перша група охоплює показники питомої ваги інноваційної продукції в загальному обсязі відвантаженої продукції (в тому числі експортної): нової (знову впровадженої) продукції; вдосконаленої продукції; іншої інноваційної продукції. При розрахунку вказаних показників враховуються інновації, впроваджені протягом попередніх трьох років. Як додатковий показник можливе використання також частки продажу за рахунок продукції, що перебуває в стадії освоєння серійного виробництва і надходження на ринок.

Показники, що характеризують вплив інновацій на результати діяльності підприємств, визначаються: сумою прибутку від реалізації інноваційної продукції і її часткою в загальній сумі прибутку; об'ємами продажу інноваційної продукції на зовнішньому і внутрішньому ринках і їх частками в загальних об'ємах продажу; доступом до нових ринків збуту; часткою на традиційних ринках збуту.

Результати інноваційної діяльності виявляються також в зміні витрат виробничих ресурсів. У зв'язку з цим використовуються показники, що характеризують зниження витрат виробництва внаслідок впровадження інновацій за рахунок: скорочення витрат на заробітну плату, матеріали, енергію і інш.; підвищення фондовіддачі; інших чинників.

Також при дослідженнях використовують показники рівня іноваційної активності підприємств - відносні показники, що характеризують частку участі підприємств в здійсненні інноваційної діяльності загалом або окремих її видів протягом певного періоду часу (в залежності від періодичності статистичного спостереження - одного року або трьох-п'яти років). Рівень інноваційної активності підприємств звичайно визначається як відношення кількості інноваційно-активних, тобто зайнятих якими-небудь видами інноваційної діяльності, підприємств до загального числа, що обстежуються за певний період часу підприємств в країні, галузі, регіоні і т.д. В аналітичній практиці використовуються інтегральна оцінка рівня інноваційної активності підприємств, що охоплює всі види інноваційної діяльності за період часу, що розглядається; оцінки, що враховують як інноваційно-активні підприємства, зайняті виключно яким-небудь одним видом інноваційної діяльності, а також засновані на вимірюванні результатів інноваційної діяльності.

У цей час інноваційна діяльність в технологічній сфері здійснюється переважно на промислових підприємствах, а також в організаціях малого бізнесу. Основними розробниками нововведень є організації науково-технологічної сфери - галузеві науково-дослідні і конструкторські організації, академічні наукові організації і вузи, а також самі промислові і малі підприємства. Найбільш поширеним суб'єктом дослідження при вивченні інноваційної діяльності є промислові підприємства, оскільки саме промисловість є основним споживачем технологічних інновацій, що створюються.

Інноваційна активність підтверджується і іншими показниками, такими як середній вік виробничого обладнання і коефіцієнт його оновлення. На Україні середній вік виробничого обладнання досяг до 1999 року 17,92 рокам, причому більш ніж третина всього обладнання має термін служби більше чим 20 років. Коефіцієнт оновлення основних фондів протягом останніх трьох років не перевищує 1%, що більш ніж в десять разів нижче за рівень 1970 року.

Спочатку інновація виникає і існує у вигляді ідеї, викладеної з тією або іншою мірою глибини. Мета новатора складається, як правило, в просуванні цієї ідеї і впровадженні у виробництво, причому економічна доцільність (отримання прибутку або навіть покриття витрат) його цікавить не завжди.

Інноваційна діяльність підприємства має цілі, які можуть значною мірою не відповідати цілям новатора.

Існує три групи цілей інноваційної діяльності, які в свою чергу поділяються на дві групи: довгострокові та середньо- та короткотермінові цілі – в залежності від нагальних та стратегічних задач, що постають в процесі інноваційної діяльності підприємства.


Сейчас читают про: