double arrow

Обращения граждан

Право граждан на обращение закреплено в ст. 33 Конституции РФ, где записано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления.

Вопросы приёма и рассмотрения обращений граждан регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года, законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года и рядом других нормативных актов, регулирующих порядок подачи общей и специальной жалоб.

Различают следующие виды обращений граждан: предложение, заявление, жалоба, ходатайство и петиция.

Предложение – это привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения. Предложения, как правило, не связаны с нарушением прав и свобод гражданина.

Заявление – это обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

Жалоба – это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.




Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. В свою очередь государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ от 22 мая 1995 года создано Управление в структуре Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан и утверждено Положение о нём. К основным функциям этого Управления отнесены:

а) централизованный учёт письменных и устных обращений граждан РФ, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, в адрес Правительства РФ и Администрации Президента РФ;



б) обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту РФ, Правительству РФ и Администрации Президента РФ;

в) информирование Президента РФ, Правительства РФ и руководителя Администрации Президента РФ о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.

На основании действующего законодательства можно выделить общее право жалобы, которым обладают все граждане независимо от правового статуса, и право специальной жалобы, которым наделены граждане как участники административного или дисциплинарного производства, гражданского, уголовного процесса и т.п. При этом общее право жалобы может быть реализовано в административномилисудебном порядке.

Общая административная жалоба реализуется в порядке, определённом ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 года. Закон устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчинённости государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба ими должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня её1 подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать своё право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется следующими особенностями:

1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные или нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

2) по форме жалоба может быть устной и письменной, индивидуальной или коллективной;

3) объект обжалования – неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействия любого работника государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;

4) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;

5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

6) подача такой жалобы не ограничивается каким - либо сроком, количеством жалоб по одному поводу и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб и заявлений – один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлён руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц; жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Специальное право административной жалобы дополняет право на общую административную жалобу. Её основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами – Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом вооружённых сил, Уставом связи и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок её рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками её рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» судебному обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы граждан;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

Законом установлен альтернативный порядок обжалования указанных действий – либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинённости органу, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу или государственному служащему.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива в суд по месту жительства гражданина либо по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Для обращения в суд с жалобой законом установлены следующие сроки:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на неё письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. На государственные органы, чьи действия (решения) подлежат обжалованию, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Признав обжалуемое действие (решение) незаконным суд обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путём восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также определяет ответственность органа (должностного лица).

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 276 июля 2004 года, ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года, другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.

Законодательство РФ и субъектов Федерации предусматривает возможность обращений граждан в форме ходатайств и петиций.

Ходатайство – это обращение гражданина с просьбой о признании за собой определённого статуса, прав, свобод, подаваемое в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств закреплён в ФЗ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О гражданстве РФ» и др.

Петиция –является разновидностью обращения граждан в зарубежных странах. Однако такое право закреплено и в законодательстве ряда субъектов РФ (Москве, Тамбове, Челябинске).






Сейчас читают про: