Конституция РФ

Иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особенности административно-правового статуса

Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется законодательством РФ, а также международными договорами. Основные из них следующие:

2. Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР2 от 24 июня 1981 года.

3. Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года.

4. Правительственные акты – Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 1991 года и Правил транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР от 10 мая 1984 года (эти акты действуют в части не противоречащей законодательству РФ, международным соглашениям и договорам).

Иностранным гражданином признаётся лицо, документально подтверждающее свою гражданскую принадлежность к другому государству.

Лицом без гражданства признаётся лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, а также гражданской принадлежности к другому государству.

Согласно Конституции РФ (ст. 63 п.3), иностранные граждане и лица без гражданства пользуется в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Законодательство позволяет различать иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию РФ транзитом.

Иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел, считаются постоянно проживающими на территории РФ.

Иностранные граждане, находящиеся в РФ на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном законом порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать за пределы РФ по истечении определённого им срока пребывания.

Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать и выезжать из РФ при условии наличия документов, удостоверяющих личность, и российской визы. Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию может служить:

1) письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое или консульское учреждение РФ;

2) приглашение российского физического или юридического лица;

3) договор о туристической поездке.

Основанием для отказа въезда и ограничения выезда из РФ является следующее:

- если лицо при обращении за российской визой не смогло подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и выезда из России, или предъявить гарантии предоставления таких средств;

- если лицо нарушило правила пересечения Государственной границы РФ, таможенные правила, санитарные нормы (до устранения нарушений);

- если лицо сообщило о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.

Въезд на территорию РФ может быть не разрешён:

1) если это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

2) в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное в РФ тяжкое или особо тяжкое преступление;

3) в течение одного года со дня выдворения из РФ в принудительном порядке;

4) если въезжающие не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством РФ, - до их представления;

5) если въезжающие ходатайствуют о российской визе на срок более трёх месяцев и не представил сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции – до представления такого сертификата.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть ограничен:

1) если они задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых (до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда);

2) если они осуждены за совершение преступления на территории РФ (до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания);

3) если они уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом (до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами);

4) в случае невыполнения обязательств по уплате налогов (до выполнения этих обязательств).

Согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ. В частности, они имеют право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на социальное обеспечение и медицинскую помощь, на неприкосновенность жилища, свободу совести и свободу вероисповедания, на обращение в суд за защитой своих субъективных прав и т.д.

В обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства входит:

- соблюдать Конституцию и законы РФ;

- платить установленные налоги и сборы;

- сохранять природу и окружающую среду;

- уважать традиции и обычаи народов России и др.

Российское законодательство устанавливает ряд ограничений прав и обязанностей этих субъектов, которые определяют специфику их административно-правового статуса:

1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, а также занимать иные должности или заниматься деятельностью, которые требуют принадлежности к гражданству РФ. Например, быть судьями, занимать должности в правоохранительных органах, занимать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста на судах РФ (п. 1 ст. 56 Кодекса торгового мореплавания) и т.д. (кроме случаев, предусмотренных законом).

2) для них предусмотрен особый порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

3) они не имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

4) на них не распространяется воинская обязанность;

5) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства;

6) они могут въезжать в РФ при наличии разрешения;

7) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и др.

В случае совершения преступления, административного или иного правонарушения на территории РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. К ним может быть применён особый вид административного наказания – административное выдворение за пределы Российской Федерации (заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ и контролируемом самостоятельном выезде из РФ.

Административное выдворение осуществляется за следующие нарушение:

1) если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат задержанию с санкции прокурора и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

Законодательство СССР и РФ, международные договоры, устанавливают особый статус иностранных граждан, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом. Дипломаты не подведомственны нашей юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по нашим законам, а территория посольств экстерриториальна, и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия нашего законодательства и подлежат ответственности по нашим законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться) в административном порядке в случаях совершения очень серьёзных правонарушений.

Статья 30 Закона «О правовом положении иностранных граждан в СССР» за нарушение данного закона предусматривает и такую меру административного воздействия, как сокращение срока пребывания. Такое решение принимают органы внутренних дел.

На основании ст. 63 Конституции РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется политическое убежище в соответствии с нормами международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: