Виды органов исполнительной власти

 Критерии, по которым могут быть разделены на определённые классификационные группы современные органы исполнительной власти

Критерии, по которым могут быть разделены на определённые классификационные группы современные органы исполнительной власти, различны. Их может быть достаточно много. Поэтому предлагается наиболее значимая их классификация.

1. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:

- федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии России, федеральные надзоры, российские агентства, департаменты, главные управления и иные федеральные органы исполнительной власти);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения).

Часть 2 статьи 77 Конституции РФ устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

2. В зависимости от объёма и характера компетенции можно выделить органы общей и специальной (отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой и смешанной) компетенции.

- органы общей компетенции осуществляют общие административные функции, руководят на подведомственной им территории всеми или большинством отраслей и сфер управления. К ним относятся правительства, администрации и т. д.

- органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

- органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (например, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство культуры РФ).

- органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств);

- органы межотраслевой (функциональной) компетенции – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. К ним можно отнести Министерство экономического развития и торговли, Министерство труда и социального развития и т.д.

- органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).

3. Организационно-правовая форма является признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:

- правительства (РФ, входящих в её состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);

- советы министров, советы министров, имеющие статус правительств;

- министерства (федеральные, республиканские);

- государственные комитеты (федеральные и республиканские);

- федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры (только на федеральном уровне);

- администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);

- департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы – структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах федерации;

- инспекции;

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на две группы:

- единоначальные – органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю (министерства, комиссии, службы, агентства, надзоры и т.д.);

- коллегиальные – организационно и юридически объединённые группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, государственные комитеты и т.д.).

Следует отметить, что многие органы исполнительной власти в своей работе сочетают принципы единоначалия и коллегиальности. В единоначальных органах создаются коллегии, а единоначалие в коллегиальных органах проявляется при решении руководителем вопросов внутриведомственного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: