JIT – это современная концепция/технология построения логистической системы в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда элементы/звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными запасами.
Логистическая концепция JIT характеризуется следующими основными чертами:
– минимальными (нулевыми) гарантийными/страховыми запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;
– короткими производственными (логистическими) циклами;
– небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
– взаимоотношениями (по закупкам материальных ресурсов) с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;
– эффективной информационной поддержкой;
Логистическая концепция «KANBAN» - это система организации производства и материально-технического обеспечения, позволяющая наиболее полно реализовать принцип «точно в срок». Целями системы «KANBAN» являются:
– предотвращение распространения возрастающего колебания спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;
– сведение к минимуму колебаний размеров запасов деталей между операциями для упрощения управления материальными запасами;
– повышение уровня цехового управления путем децентрализации управления, то есть предоставление цеховому руководству больших полномочии в управлении производством и материальными запасами.
Основные принципы системы «KANBAN»:
1. сохранение определенного уровня материального запаса на каждом этапе производства;
2. движение заказа на израсходованные в процессе производства материалы и комплектующие единицы от последующего участка к предыдущему.
В системе «KANBAN» используются два вида карточек:
– белая карточка – содержит производственный заказ – она адресована рабочим производственного подразделения. В ней указывается количество изделий, которое необходимо произвести в самом производственном подразделении. Белые карточки – это «выходы» производственного подразделения;
– черная карточка – содержит параметры отбора материальных ресурсов и комплектующих – она адресована рабочим, которые осуществляют перемещение изделий между производственными подразделениями одного предприятия. В ней указывается количество деталей, которое необходимо взять на предшествующем участке. Черные карточки – это «входы» производственного подразделения.
Этапы производственного цикла системы «KANBAN»:
1. На производственно подразделение № 2 поступает заказ на производство партии изделия С (контейнер с белой карточкой).
2. На входе производственного подразделения № 2 существует минимальный запас, который позволяет немедленно начать работу. То есть изделие В расходуется, а в пустой контейнер кладется черная карточка с заказом на поставку партии В.
3. Пустой контейнер из-под изделия В с черной карточкой отбора отправляют на предыдущее производственное подразделение.
4. На выходе производственного подразделения № 1 берется заполненный контейнер, от него открепляется белая карточка заказа и прикрепляется черная карточка отбора из пустого контейнера. Белая карточка прикрепляется к пустому контейнеру, то есть появляется новый производственный заказ на изделие В.
5. Для производства изделия В расходуется материальный ресурс А из контейнера с черной карточкой.