Взаимодействие логистики и маркетинга
Логистика направлена на создание более комфортных условий для покупки товара, не зависимо от его свойств и характеристик, для побуждения покупателя к приобретению товара; то есть логистика выполняет маркетинговую функцию.
Одновременно с этим маркетинг, исследуя рынок, предоставляет специалистам по логистике информацию, необходимую для эффективной и экономичной деятельности. В связи с этим можно выделить следующие области взаимодействия между маркетингом и логистикой.
Области взаимодействия логистики и маркетинга | Маркетинг | Логистика |
Цена | Разработка политики ценообразования | Определение логистических затрат |
Оформление продукции | Разработка дизайна индивидуальной или потребительской упаковки | Формулирование требований к типу и размерам упаковки с учетом и унификации транспортной тары |
Прогнозирование рынка сбыта | Прогноз объемов продаж и рынков сбыта | Учет прогноза при управлении распределением, формировании складской сети, определении концентрации запасов и т.п. |
Создание системы распределения | Определение географии производства (продажи) и потребления (покупки) | Определение участников продвижения товара на рынке сбыта |
Формирование складской сети | Определение объемов продаж и рынков сбыта | Определение стратегии складирования запасов, числа складов сети, местоположения и системы их снабжения |
Политика управления запасами | Поддержание высокого уровня запасов для покрытия потребительского спроса | Оптимизация товарных запасов в цепи поставок |
Политика обслуживания клиентов | Стимулирования сбыта посредством предоставления потребительских услуг | Гибкий уровень обслуживания клиентов. Установление стандартов обслуживания в учетом логистических затрат (тарифная сетка на услуги) |
Управление заказа | Планирование заказов | Обработка, выполнение и доставка заказа при сокращении полного цикла заказа |
Правила проектирования логистических каналов распределения:
|
|
– система распределения должна обеспечивать максимальный охват потребителей;
– поставщик формирует складскую сеть, приближаясь к потребителю;
– самые высокие транспортные издержки при поставках потребителю возникают на последних километрах доставки;
– укрупнение грузовой единицы доставки снижает затраты на поставку;
– обслуживание должно осуществляться с ориентацией на спрос с предоставлением гибкого сервиса (индивидуальный подход к потребителю); с обеспечением оптимального уровня обслуживания;
– выбор между вариантами «сделать самому» и «отдать посреднику» должен стать обязательным не только при осуществлении функций, но и операций;
|
|
– в цепи не должно быть посредников с одинаковыми функциями;
– конченый потребитель обслуживается из текущих запасов, поэтому поставки конечным клиентам должны быть мелкими и частыми при максимальном обеспечении широты ассортимента;
– информация, поступающая от потребителя в режиме реального времени, гарантирует точность управления запасами и является залогом сокращения собственных страховых запасов;
– единое информационное пространство в сети позволяет поставщику взять на себя управлением запасами клиентов и обеспечить «систему быстрого реагирования» на спрос клиентов;
– индивидуальный выбор товароносителей и транспортных средств повышает эффективность системы;
– последние логистические операции зависят от формы продажи;
– чем меньше число посредников в цепи поставки, тем ниже добавленная стоимость в конечной цене товара.
Для проектирования каналов распределения используются следующие методы:
1) Институционально-описательный метод заключается в идентификации, описании и классификации посреднических институтов.
Например, построение канала может осуществляться путем классификации посредников по виду оказываемых услуг.
На первом уровне проводится различие между торговыми и функциональными посредниками. Торговые посредники приобретают товары в полную собственность и соответственно принимают на себя весь сопутствующий риск. Функциональные посредники избавлены от риска, связанного с собственностью, но предоставляют некоторые необходимые услуги, как своим клиентам, так и конечным потребителям.
На втором уровне оптовых торговцев разделяют по типу и диапазону оказываемых услуг. Посредники с полным набором функций обычно делают крупные закупки, занимаются разукрупнением больших партий товаров, комплектованием, сортировкой, продажей и доставкой. Для исполнения этих функций такой посредник содержит склады и нанимает необходимый персонал, в обязанности которого входят непосредственно торговля, физическое распределение, предоставление торговых кредитов, сбор дебиторской задолженности, предоставление консультационных и информационных услуг, как поставщикам, так и потребителям. Посредники с ограниченными и комбинированными функциями имеют более узкий круг предоставляемых услуг.
На третьем уровне представлены классификационные признаки, которые обычно применяются для дальнейшей классификации оптовых торговцев, выделенных на первых двух уровнях: тип услуг; категория потребителей; собственность, контроль или представительство; номенклатура товаров; способ коммуникаций с потребителем.
Преимущества использования – наличие доступного формализованного механизма описания посреднических институтов.
Ограничения использования – отсутствие требований к классификационным признаками; отсутствие оценочных параметров анализа и проектирования посреднических институтов.
2) Графический метод заключается в графической интерпретации всех возможных каналов распределения по определенному виду товарно-материального потока и как следствие позволяет проследить за движение собственности от сырья до готовой продукции.
Преимущества использования – возможность расположения участников каналов распределения в соответствии с движением товарно-материального потока (в логистической последовательности); наглядность отображения многообразных связей распределительного канала.
Ограничения использования – отсутствие оценочных параметров анализа и проектирования каналов распределения; невозможность отражения отклонения канала распределения; отсутствие механизмов выбора наиболее эффективного канала.
|
|
3) Метод группировки продуктов – определяет детальную структуру канала распределения применительно не к отдельному продукту, а к той или иной группе продуктов. Объединяет описание посреднических институтов со схематичным отображением основных каналов перемещения собственности.
Преимущества использования – возможность использования в нестандартных ситуациях, при наличии сложившихся групп продуктов и каналов их распределения.
Ограничения использования – метод слишком специфичен, чтобы пользоваться им для общего проектирования сбытовых каналов; требует хорошего знания предметной области; схемы трудны для анализа и реализации; отсутствует механизм проектирования распределительных каналов.
4) Функциональный метод – последовательное построение схемы бизнес-процесса в виде декомпозиции функций до неделимых операций, на выходе и входе которых отображаются материальные и информационные потоки, используемые ресурсы, организационные единицы.
Преимущества использования – возможно использование при решении локальных логистических задач или анализе и проектировании простых сбытовых каналов.
Ограничения использования – субъективность детализации операций и большая трудоемкость адекватного построения бизнес-процессов; описание процессов не устанавливает жестких рамок, что может привести к созданию противоречивых и неполных моделей; требуется высокая квалификация разработчика.
5) Структурный метод – идентификация структуры каналов распределения, анализ связей и взаимодействия в канале.
Преимущество использования – возможность выявления специальных факторов повышения эффективности логистической цепи за счет структурных преобразований.