double arrow

Факторы, влияющие на валютные курсы

Фиксированные валютные курсы. Золотой стандарт.

Наиболее характерным примером фиксированных валютных курсов является "золотой стандарт". Существуют три основных правила золотого стандарта:

1. государство фиксирует цену золота, а следовательно, ценность своей валюты в золотом выражении;

2. государство поддерживает конвертируемость национальной валюты в золото;

3. государство придерживается политики золотого обеспечения, или стопроцентного покрытия. Это означает, что у государства есть запасы золота, по крайней мере равные по стоимости выпущенному в обращение количеству денег.

Золотой стандарт - один из вариантов фиксированного валютного курса. Дело в том, что фиксация валютного курса на каком-то уровне возможна и без золотого паритета. Правительства могут официально зафиксировать курс рубля, например, на уровне 29,5 рублей за доллар.

Но основная проблема заключается в том, что, фиксируя курс рубля к доллару, правительство не может зафиксировать спрос и предложение доллара. Поскольку спрос и предложение постоянно изменяются, правительство должно прямо или косвенно вмешиваться в дела валютного рынка для стабилизации валютного курса. Центральный банк в зависимости от ситуации создает дополнительные спрос или предложение на межбанковском валютном рынке.

В краткосрочной перспективе спрос и предложение на различные валюты влияет на валютные курсы. Кроме того, стоимость валюты тем меньше, чем больше ее находится в обращении. Например, гиперинфляция денежного предложения в Израиле, латиноамериканских странах - Аргентине, Бразилии, Боливии (в недавнем прошлом) дает ключ к пониманию причин их резкого обесценения.

Как известно, спрос на деньги тесно увязан с уровнем производства ВНП. Желающий купить часть ВНП, созданного в ФРГ, предпочтет иметь на руках немецкие марки независимо от страны проживания. То есть спрос на немецкие марки есть спрос на право покупки части ВНП Германии. Этот спрос должен быть пропорционален ВНП данной страны независимо от места происхождения спроса. Однако для понимания природы валютного курса недостаточно просто указать на связь уровня ВНП и спроса на валюту. Главная задача заключается в выявлении связи между различными валютами. Очевидно, что эта связь просматривается, прежде всего, в сфере международной торговли и ценообразования. Поэтому обратимся к наиболее известным гипотезам, формулирующим факторы формирования валютных курсов:

1. Паритет покупательной способности валют.

Согласно данной теории, товары-субституты в международной торговле должны иметь во всех странах одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Это должно проявляться в долгосрочном периоде, достаточном для приведения экономики в состояние равновесия после длительных потрясений. Предположение о том, что международная торговля сглаживает разницу в тенденциях движения цен основных товаров привело к гипотезе паритета покупательной способности. Эта теория связала цены в национальной валюте с валютными курсами. Теоретически такой паритет как соотношение национальных уровней цен в двух странах или группе стран существует. Его можно даже оценить количественно, сопоставив цены представительных массивов товаров и услуг в разных странах ("потребительские корзины").

Например, предположим, цена "потребительской корзины" в США - 4000 долл., в ФРГ - 6000 марок. Тогда курс немецкой марки:
1 DM = 4000 долл : 6000 марок = 0,67 долл.

2. Изменение реального дохода.

Предположим, реальный доход в США увеличился на 10% больше, чем это произошло бы в обычных условиях. Например, это случилось после обнаружения и начала разработки новых нефтяных и газовых месторождений на Севере Аляски. Дополнительные продажи нефти и газа стимулировали бы новый спрос на доллары. Согласно количественной теории денег, 10%-ный рост национального дохода страны в результате новых продаж товаров ведет к 10%-ному росту спроса на доллары для совершения сделок.


Сейчас читают про: