double arrow

Свободные (специальные) экономические зоны

Свободная экономическая зона - это часть территории государства, на которой устанавливается режим хозяйственной деятельности более льготный, чем на остальной территории данного государства.

При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.

Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный - проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.

Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на территории специальных экономических зон, можно подразделить на четыре основные группы.

1. Внешнеторговые льготы, предусматривающие упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, а также снижение или полную отмену экспортно-импортных пошлин.

2. Финансовые льготы, то есть установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за землю и производственные помещения, получение преференциальных государственных кредитов.

3. Фискальные льготы предусматривают стимулирование притока иностранного капитала за счет снижения или отмены налогов на прибыль, доход, имущество.

4. Административные льготы, которые предусматривают упрощенный порядок регистрации фирм, режима въезда и выезда граждан, оказание различных услуг, связанных с регистрацией фирм.

Льготы различных видов могут применяться в свободных экономических зонах в различных комбинациях, в зависимости от приоритетных целей образования СЭЗ.

Создание свободных экономических зон может преследовать различные цели. Прежде всего, привлеченные иностранные инвестиции используются для расширения производства товаров на экспорт, либо импортозамещающих товаров. Такие производства развиваются, как правило, на основе новейших технологий. Некоторые СЭЗ создаются с ориентацией на развитие иностранного туризма на территории зоны.

И в первом, и во втором случае создание СЭЗ способствует ускоренному развитию экономики, созданию современной инфраструктуры, повышению квалификации местных работников, и, в конечном итоге, увеличению притока валютных средств в страну.

Однако для привлечения иностранных инвесторов недостаточно только провозглашения определенных льгот. Практика показывает, что создание СЭЗ будет эффективным с экономической точки зрения только тогда, когда имеются следующие условия:

1. благоприятные географические условия, то есть близость к государственной границе, к основным международным транспортным магистралям;

2. наличие на территории зоны современной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).

3. наличие благоприятной социальной инфраструктуры (жилья, соответствующего необходимым стандартам, детских садов, школ, больниц и т.п.).

4. наличие относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы.

5. достаточно высокий уровень обеспечения финансовыми услугами, связь с международными финансовыми рынками.

6. ясность в законодательстве, широкие полномочия местной власти в сфере управления СЭЗ.

7. общая политическая стабильность.

Для создания предпосылок успешного развития СЭЗ государство должно произвести определенные затраты на обустройство зоны в соответствии с этими требованиями. Однако правительства, создающие СЭЗ, идут на эти затраты исходя из того, что положительный эффект функционирования таких зон вполне их окупит. Привлеченный иностранный капитал создаст новые рабочие места, организует производство по наиболее современным технологиям, будет способствовать повышению квалификационного уровня работников. В стране будет создан крупный экспортный сектор экономики, за счет которого увеличатся валютные поступления в страну.

Следует отметить, что крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, когда СЭЗ будут функционировать длительный период с неизменно высокой отдачей.

Свободные экономические зоны можно подразделить на несколько видов.

1. Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Они базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. Организация таких зон нацелена на удешевление перевалки и хранения грузов для предпринимателей.

Один из примеров подобных зон - распространенные в США "зоны внешней торговли". Они были созданы в 30-е годы ХХ века для активизации внешней торговли США. Товары, поступающие в эти зоны, не являются объектами таможенного контроля. Но если они перемещаются из зоны на территорию США, то подлежат прохождению всех предусмотренных таможенных процедур.

2. Экспортные промышленные зоны. Они основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансовом и налоговом режиме, в т.ч. для иностранного капитала; ориентированы преимущественно на производства экспортной и импортозамещающей продукции.

Первоначально такая зона была создана в ирландском аэропорту Шеннон, которому в конце 50-х годов грозило значительное сокращение рабочих мест в связи с открытием трансатлантических линий и отменой промежуточной посадки самолетов в этом аэропорту. Позже ирландский опыт стал основой создания СЭЗ во многих развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.

Функционирование таких зон основывается та том, что на их территорию, расположенную вблизи международных портов, оборудование и материалы импортируются без таможенных формальностей. Здесь организуются производства по переработке определенной продукции, которая затем экспортируется в другие страны также без вмешательства таможенных властей принимающей территории.

3. Комплексные экономические зоны, которые сочетают в себе черты, как свободных торговых зон, так и экспортных промышленных зон. Один из примеров такой зоны - зона Манаус в Бразилии. С момента образования в 1967 году здесь постепенно складывается хозяйственный комплекс, который характеризуется быстрыми темпами экономического развития. При этом только 3-5% произведенной здесь продукции направляется на экспорт, остальное потребляется внутри страны.

4. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (так называемые оффшорные центры и налоговые гавани). Это территории, на которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. Например, на островах Олдерни и Джерси (в Ла-Манше) существует только подоходный налог в размере 20 процентов. Иностранные компании, которые только зарегистрированы на острове, но не ведут там хозяйственную деятельность, платят только ежегодный сбор в размере 500 фунтов и ежегодный сбор на финансовую отчетность в размере 100 фунтов стерлингов. На таких территориях отсутствуют валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, гарантируется тайна личности владельца. К оффшорным территориям относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако и др.

4.5. Мировой рынок ссудных капиталов: сущность, особенности институциональной структуры.

Мировой рынок ссудных капиталов выступает как совокупность спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредитов разных стран. Его функция заключается в аккумуляции и перераспределении финансовых ресурсов во всемирном масштабе. На этом рынке обращаются долговые обязательства, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.

Формой международного движения ссудного капитала является международный кредит, то есть денежный капитал, отдаваемый собственником в ссуду, приносящий процент и обслуживающий кругооборот функционирующего капитала.

Его основные принципы:

3. возвратность (иначе это было бы субсидирование);

4. срочность – ссуду необходимо вернуть в оговоренный срок;

5. платность, то есть выплата процентов за пользование кредитом. Величина процента может дифференцироваться в зависимости от условий кредитного соглашения;

6. обеспеченность, т.е. материальные гарантии погашения кредита.

В международных масштабах в качестве ссудного используется как официальный, так и частный капитал. В качестве кредиторов и должников могут выступать частные предприниматели, банки, государства, предоставляющие займы другим странам, международные организации.

В зависимости от главных признаков, характеризующих отдельные стороны кредитных отношений, можно произвести несколько различных видов классификаций форм международного кредита.

1. по видам:

§ товарные кредиты, предоставляемые экспортерами импортерам;

§ валютные, выдаваемые банками в денежной форме.

2. по валюте займа:

§ кредиты в валюте страны-должника;

§ кредиты в валюте страны-кредитора;

§ кредиты в валюте третьей страны;

§ кредиты в международной счетной единице (СДР).

3. по срокам:

§ сверхсрочные - суточные, недельные, до трех месяцев;

§ краткосрочные - до одного года;

§ cреднесрочные - от одного года до пяти лет;

§ долгосрочные - свыше пяти лет.

4. по обеспеченности:

§ обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др.);

§ бланковые - под обязательства должника (простой вексель).

5. по форме предоставления кредита:

§ наличные, зачисляемые на счет и в распоряжение должника;

§ в безналичной форме (переводные векселя, депозитные сертификаты).

Долговые обязательства можно классифицировать исходя из степени их гарантированности, что, в свою очередь, связано с тем, кто является должником по данным обязательствам.

1. Государственный долг – долг, который приобретают правительство или автономные правительственные учреждения. Государственный долг возникает в результате получения кредитов от других правительств, центральных банков, правительственных и государственных учреждений. Государственным также считается долг, возникший в результате получения кредитов от международных организаций.

2. Гарантированный государством долг - долг частных фирм, платежи по которому гарантируются государством.

3. Частный негарантированный долг – долг частных фирм, платежи по которому не гарантируются государством. Частный долг возникает в результате получения фирмами кредитов в иностранных банках, размещения фирмами корпоративных облигаций на мировом рынке.

Мировой рынок ссудных капиталов имеет особую институциональную структуру. Его основу образуют профессиональные посредники между заемщиками и кредиторами разных стран. В качестве таких посредников выступают транснациональные банки, финансовые компании, фондовые биржи и другие финансово-кредитные учреждения, действующие на международном уровне.

Мировой рынок капиталов имеет определенную географическую локализацию. Существует ряд международных финансовых центров, в которых сосредоточены многочисленные кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие международное движение капиталов.

Для функционирования международного финансового центра необходимы высокий уровень экономического развития данной страны, ее активное участие в мировой торговле, наличие национального рынка капиталов и развитой банковской системы, либеральное валютное и налоговое законодательство, относительная политическая стабильность. В настоящее время к мировым финансовым центрам относятся Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Токио, Сингапур, Гонконг и некоторые другие.


Сейчас читают про: