Тема 7. Эволюция и современные проблемы предпринимательства

Система бизнеса

Стратегическая цель бизнеса — максимизация выгоды. Она реализуется тактикой поведения сделок повседневно в каждой сделке. Бизнес как система имеет три составляющие:

1) субъекты бизнеса;

2) компоненты;

3) интегративные качества;

Субъектами бизнеса выступают:

1) предприниматели или их объединения. Деловой интерес предпринимателей — извлечение прибыли через производство и услуги. Предприниматели вступают в деловые отношения со всеми субъектами бизнеса;

2) потребители. Их деловой интерес — потребление товаров по наиболее низкой цене. Потребительский бизнес осуществляется всеми видами граждан. Он отражает заинтересованность в конечных результатах производства, он является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу. Участниками потребительского бизнеса являются и сами предприниматели.

3) Работники по найму. Трудовой бизнес наемных работников заключается в получении доходов в виде зарплаты, нахождение наилучших вариантов.

4) государственные структуры. Деловой интерес государства отличается от других субъектов бизнеса. Государственные структуры призваны решать общегосударственные задачи (экология, содержание убыточных предприятий и целых отраслей). Государственные предприятиястремятся получмть прибыль, но это не обязательное условие их бизнеса.

В процессе эволюции предпринимательства можно выделить 4 основных этапа:

1) средние века. Предприниматель тогда получил название антерпренер. Организатор парадов, музыкальных представлений. Человек отвечающий за крупномасштабное строительство.Он руководил реализацией проекта, используя предоставленные ему ресурсы (Марко Поло). Предприниматель финансовую ответственность не нес.

2) 17 век. Предпринимателем начали называть человека заключающего с государством контракт, стоимость которого оговаривалась заранее. На этом этапе предприниматель уже брал на себя финансовую ответственность, брал на себя риск.

3) 18 век. Здесь произошло разграничение собственников капитала от дельцов. Выделились венчурные капиталисты, которые сделали своей профессией управление капиталами, портфелями акций. На этом этапе предприниматель стал планировать, контролировать и владеть предприятием, доход на капитал стал отличатся от предпринимательского дохода.

4) 20 век. А точнее в середине 20-го века стало складыватся понятие предпринимателя как новатора:

а) инициативная деятельность;

б) инновационная деятельность;

в) коммерциализация продукции; (Карнеги, Морган)

По этапам шло интегрированное, как бы нарастающим итогом накапливание основных трех характеристик предпринимательства (см. рис.1)

На первых двух этапах основной характеристикой являлись организационно-управленческие аспекты. Третий этап акцентируется на экономические аспекты предпринимательства – получение прибыли. Сейчас на четвертом этапе центр тяжести определился в инициации – как основе предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: