Лекция №3. Производственно – экономическая характеристика порта

Раздел №1

Производственно – экономическая характеристика порта.

1.1. Назначение и функции порта.

В литературе по истории транспорта (морского) отмечается, что термин «порт» имеет двоякое происхождение.

От слов «porte» (франц.) и «porta» (лат.), которые переводятся на русский язык как «дверь», «ворота», «вход», «врата».

«Port» (франц.) и «portus» (лат.), означающих на русском языке «гавань» (от голландского «haven»), «пристань».

Первое толкование возникло в период зарождения прибрежного мореплавания (7-5 вв до н.э.). Именно в те времена при непогоде на море суда искали укрытие в естественно-защищенных от морской стихии заливах, лиманах и устьях рек. Такие убежища суда попадали из открытого моря через устья протоки Гирланд, которые метафорически именовались входами, дверями и тому подобное. Второе толкование исходит из того, что убежище для судов со временем стали регулярно использоваться также для их разгрузки – загрузки и экипировки в очередной рейс.

В итоге в I веке нашей эры:

Береговые зоны корабельных убежищ начали превращаться в оборудованные набережные, которые явились основой технического обеспечения производящего процесса порта.

Именно такого типа набережные вместе с морскими проходами к ним стали именоваться портами в современном толковании этого понятия.

В транспортной науке и учебных дисциплинах порты рассматриваются в 2 аспектах:

ü Как технические (инженерные)

ü Производственно- экономические системы.

В дисциплине «Основы управления» внимание сосредотачивается на 2-ом аспекте, то есть на производственно – экономической деятельности или как отмечалось в введении Портовом бизнесе.

Последнее обстоятельство обуславливает необходимость рассмотрение порта в качестве низовых предприятий одновременно двух сфер: производственной и инфраструктурной. В первом случае порты выставляют как предприятие, создающее продукцию в виде перемещения грузов в пределах портовой территории и акватории. Во втором случае порты, реализуя этот процесс, в ходе загрузки – разгрузки судов действует как инфраструктурные организации, предоставляющие своей клиентуре в лице груза и судовладельца разнообразные услуги в форме физических и информационных операций, сопутствующих процессов прохождения грузов через порт приема – отправления и загрузки – разгрузки судов. В обоях случаях результатом портовой деятельности является в понятиях маркетинга производство и реализация (продажа) товара в форме продукции – услуг, что и служит основанием для отнесения деятельности портов к производственному бизнесу. Из выше изложенного вытекает, что именно портовым бизнесом определяется смысл существования порта, а также и микроэкономических функций.

В настоящее время характеристиками для порта являются следующие микроэкономические функции:

1. начального – конечного звена морской транспортировки грузов, загрузка судов в портах отправления и разгрузка их в портах назначения;

2. грузоперевалочного пункта (передача грузов с морских судов на подвижной состав смежных видов транспорта или в обратном направлении);

3. ключевого звена мультимодального транспортного узла, как компьютерной системы обеспечения, согласованной работы низовых предприятий различных видов транспорта;

4. сервисного предприятия предоставление разнообразных услуг клиентуре;

5. распределительного центра (переформирование грузовых потоков, партий и отправок грузов по направлениям и маршрутам их транспортировке).

Макроэкономические функции порта:

1. Финансово-валютная (вклад доходов порта в платежный баланс страны, пополнение её валютного фонда). Доля портов в формировании ВНП от оказания ими только транспортных услуг относительно не велика (Франция = 1,6 %, Бельгия = 3,5 %) но с учетом всех других видов деятельности доля портов в ВНП значительно выше (порт Роттердам = 13%). Порты также являются важным источником поступлений в валютный баланс страны (Доля Японских портов = 40%, Испанских = 60%).

2. Содействие социально – экономическому развитию прилегающих к портам регионов (организация рабочих мест в портах, создание предпосылок для развития сервисного комплекса предприятий и организаций в сфере обращения и также промышленных предприятий, нуждающихся в завозе сырья и вывозе готовой продукции).

3. Политическая (обеспечение независимости торгового оборота страны, влияние на зависимые страны).

4. Военная функция (непосредственное участие в случае войны в осуществлении военных сообщений).

Кроме того, принято выделять также специфические функции портов, в частности:

ü Защитную (предоставление акватории судам при непогоде на море и аварийных ситуациях).

ü Ремонтная (обеспечение места стоянки и предоставление технических средств для мелкого ремонта судов).

Перечисленные функции и их производственно – экономические характеристики являются основой классификации портов в масштабах мира, континентов, регионов и отдельных стран.

Во всех вариантах классификаций в качестве интегральной характеристики портов обычно рассматривают грузовой грузооборот, то есть объем грузоперевалки физический тонн за год (навигацию), учитываемых как по всей номенклатуре переваливаемых грузов, так и по их отдельным категориям и наименованиям, в частности по континентам.

При этом выделяют 4 классификационные категории портов:

ü Внекатегорийные (порты – гиганты, Суперпорты)

ü Порты I, II, III категорий или соответственно: крупные, средние и малые порты. (Шанхай – крупный – 537 млн.т., Сингапур, Роттердам – 385 млн.т., Нью-Йорк – 85 млн.т.

Показатели портовой системы Украины:

Порты Годы тыс.т.
   
1. Бердянский 2501,8 2604,0
2. Керченский 4911,6 4293,0
3. Мариупольский   15961,0
4. Николаевский 7591,9 9254,5
5. Одесский 31368,6 34562,2
6. Ренийский 2887,4 3448,4
7. Октябрьский 2231,4 2460,2
8. Усть – Дунайский 75,4 226,3
9. Феодосийский 2164,5 2694,8
10. Херсонский 3855,9 4268,0
11. Южный 21500,1 21697,9
12. Евпаторийский 1479,8 2053,0
13. Измаильский 6874,5 6880,8
14. Ильичевский 16034,3 18904,0
15. Другие порты 2856,7 2873,3
16. Всего 123737,2 132181,4

В заключение заметим: действует другой вариант разбивки портов на категории – тарифная классификация портов. В этом случае основой классификации является условие осуществления грузоперевалки и адекватной им уровень аккордной ставки за перевалку 1 тонны груза.

Семь групп портов (речные и морские):

1. Ильичевск, Одесса, Южный

2. Днепробугский, Николаевский, Херсонский

3. Евпоторийский, Скадовский, Ялтенский

4. Бердянский, Керченский, Мариупольский, Севастопольский, Феодосийский

5. Белгород – Днестровский, Измаильский, Ренийский

6. Усть – Дунайский

7. Днепропетровский, Запорожский, Киевский, Кременчугский, Николаевский (речной), Херсонский (речной), Черниговский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: