double arrow

ТЕМА 3. РОДОВЫЕ ПРИЗНАКИ БИЗНЕСА

Бизнес имеет свои родовые признаки:

- обмен деятельностью между субъектами экономики;

- стремление каждого субъекта при взаимном обмене своей деятельностью реализовать свои интересы независимо от того реализуются ли при том интересы его контрагентов;

- стремление навязывать интересы в процессе делового общения (сделки);

- способность и готовность рисковать ради проведения сделки на более выгодных условиях;

- способность, готовность и умение: проводить различные приемы делового общения ради достижения наибольшей выгоды; предпринимать различные шаги, в разных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения; дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового обучения.

В рыночной экономике родовые признаки бизнеса приобретают видовые черты, отражающие особенности хозяйствования на рыночной основе. В рыночной экономике бизнес получает наиболее полное свое развитие, обусловленное эволюцией товарно-денежных отношений.

Родовые признаки бизнеса можно обнаружить в недрах рабовладельческого и феодального способов производства: войны ради добычи, работорговля, торговля крепостными, продуктами феодальной ренты и др.

Отсутствие в советской экономике полноценных товарно-денежных отношений, при которых деловые контакты между субъектами экономики определялись не по личной инициативе, а по воле планирующего и распределяющего государства, естественно, придавало родовым чертам бизнеса свои особенности. Но вопреки этому бизнес был распространенным явлением в планово-распределительной экономике (бизнес потребителей по поиску дефицитных, качественных и более дешевых товаров; предприниматели получали прибыль главным образом не в результате выгодных контактов с поставщиками и потребителями их продукции, а в результате получения планового задания по созданию прибыли).

В современной России бизнесмен, способный функционировать в рыночной экономике, должен занять достойное место. В настоящее время в наиболее общем виде бизнес регламентируется ГК РФ и находится под охраной закона.


ТЕМА 4. КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕСА

Концепция (миссия, линия деятельности) бизнеса характеризует идеологию формирования и развития предприятия. Ее выработка позволяет сформулировать линию деятельности, которая стимулирует коллектив в стремлении к достижению цели.

Концепция включает: формулирование целей бизнеса; выработку стратегии деятельности или нахождение конкретных путей достижения целей; выбор средств практического достижения целей.

Выработка концепции играет важную роль в становлении и развитии бизнеса. При выработке концепции бизнеса, в первую очередь, следует исходить из желаний потребителя. Кроме этого, концепция фирмы формулируется, исходя из круга удовлетворяемых потребностей, выпускаемой продукции и конкурентных преимуществ фирмы.

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕСА

Бизнес (деловые отношения) представляет собой систему, охватывающую всех бизнесменов и интегрирующую их деятельность в единое целое. Бизнес – это совокупность деловых отношений в сфере воспроизводства, т.е. производства, распределения, обмена и потребления, а не только действия, направленные на собственное обогащение за счет других. Бизнес можно определить как систему производства, направленную на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.

Система бизнеса включает субъекты деловых отношений, инфраструктуру бизнеса, системы управления (менеджмента), изучения контрагентов (маркетинг), оценки деятельности (деньги) и обладает собственными внутренними импульсами развития (конкуренция).

Субъектами бизнеса выступают: предприниматели, потребители, работники по найму, государственные структуры. Основой их взаимодействия является принцип взаимовыгодности сторон.

В зависимости от масштабов деятельности различают малый, средний и крупный бизнес. В качестве критерия отнесения предприятия к одной из вышеперечисленных категорий обычно используют численность работающих: малое – предприятие с численностью работающих до 100 человек; среднее – от 100 до 500; крупное – более 500 человек.

Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Основу предпринимательского бизнеса составляет частная собственность на средства производства. Предпринимательский бизнес многообразен: производство продукции (товаров, работ, услуг), коммерция (торговля), коммерческое посредничество и т.д.

В законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Предпринимательская деятельность в этом законе взаимосвязана в деятельность предприятия, вследствие чего «статус предпринимателя приобретается посредством регистрации предприятия», и, вероятно, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимися деятельностью, не преследующей получение прибыли. Однако в ГК РФ предусматривается индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических лиц. В связи с этим, понятие бизнеса гораздо более широкое, чем понятие предпринимательства.

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности бизнесмена, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Бизнесмен, при планировании и организации своей деятельности, никоим образом не может игнорировать настроения, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Вместе с тем, понятие «потребитель» слишком узкое, а в более широком понимании субъектами бизнеса выступают клиенты. В сфере предпринимательской деятельности весьма существенное значение должно придаваться отношениям с клиентами. В данном случае клиентом называется предприятие, организация либо отдельный гражда­нин, являющийся постоянным заказчиком или покупателем товаров или пользующийся услугами предпринимателя. Следует всегда помнить и знать, что клиент, кого бы он ни представлял: организацию, предприятие или самого себя,— это, прежде всего, человек, который приходит к пред­принимателю со своими конкретными проблемами. Суть бизнеса — завоевать и удержать клиента. Для этого любой предпринима­тель, как частное лицо, так и предприятие, должен свою работу ориенти­ровать в первую очередь на клиента, исходить из его пожеланий. Всем людям приятно ощущать внимание к себе. Следует постоянно придерживаться народной пословицы, которая гласит: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов бизнеса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

- тормозом развития бизнеса, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

- посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию бизнеса, но в то же время и не способствует этому развитию;

- ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

Роль государственной поддержки предпринимательства чрезвычайно велика. Она состоит в формировании необходимой инфраструктуры, управленческих, информационных услуг для нового бизнеса.

Ведущие промышленно развитые страны оказывают активную по­мощь мелким фирмам, особенно связанным с инновационной деятельно­стью. Это займы и субсидии, налоговая политика, содействие в разработке новой продукции, участие в подготовке кадров.

Государственная политика финансовой поддержки предпринима­тельства должна быть основана на максимальном привлечении местных средств и ресурсов, строиться таким образом, чтобы координировать ре­сурсы банков, государственных органов и крупных фирм в деле оказания помощи нуждающимся предпринимателям.

Для нормального функционирования бизнеса необходима соответствующая инфраструктура.

Инфраструктура бизнеса – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения в единое целое. Элементами инфраструктуры бизнеса в современной рыночной экономике являются: кредитная система и коммерческие банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и т.д.; биржи труда; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; страховые компании; рекламные, информационные агентства и СМИ; таможенная система и др. В целом инфраструктура современного бизнеса представлена совокупностью элементов, обеспечивающих свободный обмен и перелив различного рода ресурсов: финансовых, товарных, трудовых и информационных и увязывающих это движение в единое целое.

Инфраструктура современного бизнеса – неотъемлемый компонент деловых отношений. Благодаря наличию названных в ней элементов бизнес является цивилизованной формой отношений между людьми.

Важным вопросом в бизнесе как системном явлении является партнерство, которое может осуществляться в сфере производства, товарообмена, торговли и финансов. В условиях рынка от бизнесмена требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзе с другими бизнесменами и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которых бизнесмен осуществляет переориентацию своей деятельности.

В свою очередь, каждый из партнеров должен способствовать развитию предприятия, привносить свой опыт и определенные навыки.

Следующей составной частью бизнеса как системы является выбор системы управления (менеджмент). Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Менеджмент определяется как система принципов, методов, средств форм управления, направленная на рациональное использование всех ресурсов предприятия во имя достижения поставленных целей.

В современном бизнесе для достижения успеха необходимо постоянное изучение контрагентов, т.е. проведение маркетинговых исследований. По своему экономическому содержанию маркетинг – это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности предприятия, направленная на обеспечение оптимальной реализации продукции, на бесперебойной движение товара от производителя к потребителю с целью увеличения прибыли. Маркетинг (в переводе с англ.) – «деятельность, связанная с рынком».

Конкуренция наряду с другими элементами бизнеса в целом характеризует сущность рыночной экономики. Конкуренция – с состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).


Сейчас читают про: