Особенности наемно-трудового бизнеса

Особенности предпринимательского бизнеса

Особенности потребительского бизнеса

Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги. Она выступает в различных формах – индивидуальной, семейной, групповой, коллективной. Особенности потребительского бизнеса:

1. потребительский бизнес отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений, т.к. осуществляется всеми гражданами.

2. потребительский бизнес отражает заинтересованность всех граждан в конечных результатах производства, т.е. эта деятельность, направленная на поиск наилучших условий достижения этих результатов.

3. потребительский бизнес является стимулятором предпринимательского бизнеса, заставляя производителей считаться с запросами потребителей, воспринимать потребителей как естественных партнеров по бизнесу.

4. участниками потребительского бизнеса выступают и сами предприниматели в качестве потребителей продукции других предприятий. Это является важнейшим фактором, балансирующим предпринимательские аппетиты каждого из бизнесменов.

Частная (в различных формах) собственность на средства производства и частная (в различных формах) собственность на предметы потребления и услуги являются двумя взаимосвязанными компонентами деловых отношений.

Основу предпринимательского бизнеса составляет частная собственность на средства производства.

Предпринимательский бизнес многообразен. Его основные компоненты: производство продукции (товаров, работ, услуг); коммерция (торговля); коммерческое посредничество.

Иногда бизнес сводят только к коммерции и посредничеству, особенно в России. Это обусловлено тем, что в настоящее время «делать деньги» в этих сферах легче. Они необходимые компоненты рыночной экономики и бизнеса, но основу экономической жизни составляет производство. Поэтому важнейший компонент бизнеса – производство должно поощряться всеми доступными методами, как экономического, так и административного порядка.

Предпринимательский бизнес – одни из элементов системы бизнеса. Бизнес шире по назначению, чем предпринимательство, поскольку бизнес включает действия не только предпринимателей, но и наемных работников, потребителей, государственных структур.

Основу наемно-трудового бизнеса составляет частная собственность на рабочую силу.

Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделки с предпринимателем, наемные работники делают свой бизнес.

Особенности наемно-трудового бизнеса:

1. Предметом делового отношения между предпринимателем и наемным работником является рабочая сила последнего. Она как бы сдается в срочную аренду, где оговариваются сроки, условия «аренды» рабочей силы.

2. Работники и предприниматели делают самостоятельный выбор и идут на экономический риск, обмениваются своим достоянием, навязывают друг другу свои интересы, используют различные приемы давления друг на друга (например, коллективные договора с профсоюзами). Обе стороны осуществляют свою стратегию и тактику.

3. Наемные работники могут изменить свой социальный статус, например, купив акции фирм; по мере накопления средств, открыть собственное дело, вливаясь в армию мелкий предпринимателей.

ТЕМА 6. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сущность предпринимательства отражается по трем основным составляющим: социально-личностная, организационно-управленческая и экономическая.

Эти три составляющие находятся в неразрывном единстве. Социально-личностные характеристики предпринимательства сложились сейчас в определенную философию предпринимательства. Понятие предприниматель рассматривалось и стало относится не только к профессии, но и к определенному типу поведения людей, который характеризуется как:

1) инициативная деятельность. Инициация изначально определена неустойчивостью и конкуренцией со стороны бизнеса. Это формирует особый стиль поведения связанный с навязыванием воли, проявлением быстроты, а также сбором максимума информации.

2) инновационная поисковая деятельность. Лидирующая роль этой черты сейчас определена доминированием информационных технологий, плотностью заполнения хозяйственных ниш требующих поискового поведения.

3) ключевым качеством является способность к коммерциализации продукта (создание потребителя). Это реализация всего цикла прохождения продукта от распознавания потребностей к конструированию продукта. Создание серийных образцов, налаживание массового производства и нахождения рынков сбыта.

Указанные личностные характеристики в современной развитой экономике обязательно носит социальный характер, а именно увеличивают число рабочих мест, формируют особую предпринимательскую этику, обеспечивают социальный консенсус между работодателями и наемными рабочими, реализуется благотворительность.

Философия предпринимательства — это практическая философия, ее реализация обречена в конкретные организационно-управленческие и экономические формы. Организационно-управленческий аспект предпринимательства определен по следующим направлениям:

n собственность и законоуложение по формам и субъектам предпринимательства, например: «закон о предпринимательской деятельности», «закон о приватизации», «закон об акционерных обществах»;

n организационно-правовые отношения предпринимательских фирм с государством, такие как порядок регистрации, юридическая ответственность, лицензирование, антимонопольные действия;

n комплексы организационных процедур создания, расширения, ликвидации предпринимательских фирм, например: слияние предприятий, выкуп, ликвидация, банкротство;

n не регламентируемые организационные аспекты предпринимательской деятельности во внешней среде фирмы, таких как хозяйственные связи, конкурентное поведение, создание новых финансово-коммерческих структур;

n внутрифирменная организация предпринимательской деятельности, например: создание производственных структур, менеджмент, организационные технологии;

Экономический блок предпринимательства определяется следующими пунктами:

1) собственность и экономические принципы формирования форм предпринимательства (альтернативы передачи собственности, ее формирование, экономические стимулы и степень хозяйственной самостоятельности);

2) экономическая мотивация или стимулы различных форм предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприятия — это одна мотивация, другая — партнерство, венчурные компании;

3) экономические взаимоотношения с государством, т.е. налогообложение, кредитование, льготы;

4) финансовая ответственность различных видов предприятий перед государством, с контрагентами, с потребителями;

5) формы хозяйственного контроля и внутрифирменных экономических отношений (полный контроль со стороны владельца или менеджера, отношения полных и неполных собственников, менеджеров;

6) система стоимостных распределительных отношений (прибыль фирмы, структура расходов, социальные фонды, механизмы распределения прибыли и убытков)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: