Коэффициент подъемной силы оперения при отклоненном руле можно представить в виде
(5.36)
Коэффициент момента оперения равен
(5.37)
Имея выражение коэффициента момента тангажа и коэффициента подъемной силы, нетрудно вычислить точку приложения дополнительной гидродинамической силы, возникающей при отклонении руля:
(5.38)
Выразим теперь момент на руле относительно оси поворота, так называемый шарнирный момент:
Рис.5.27
Влияние угла отклонения закрылка на характеристики крыла небольшого удлинения показано на рис. 5.27. Отклонения руля почти эквидистантно смещает соответствующие гидродинамические характеристики крыла.
В случае крыльев малых удлинений нужно учитывать интерференцию консолей и рулей с корпусом. Прирост подъемной силы под влиянием отклонения рулей можно представить в виде
Полный гидродинамический эффект от интерференции корпуса и рулей, расположенных по всей задней кромке, оказывается эквивалентным эффекту изменения нормальной силы крыла под влиянием корпуса при его отклонении на угол атаки:
или с учетом поправочных коэффициентов