Обтекание консолей оперения происходит в потоке, возмущенном присутствием корпуса. Поэтому реальные углы атаки на крыле будут отличаться от тех, которые были бы в невозмущенном потоке. Приближенное представление о поле скоростей в этом случае можно получить, рассмотрев поперечное обтекание корпуса диаметра D (рис.5.25).
Непосредственно на поверхности цилиндра (z=±D/2) скорость в два раза превышает скорость набегающего потока. С удалением от поверхности скорость убывает, приближаясь к скорости набегающего потока. Следовательно, реальные углы атаки на консоли горизонтального оперения будут переменными по размаху, и выше, чем в невозмущенном потоке. Выше будет в присутствии корпуса и нормальная сила на крыле.
Рис.5.25
Рис. 5.26
С другой стороны, на крыле, установленном под углом атаки, на нижней поверхности наблюдается избыточное давление, а на верхней поверхности — разрежение. Эти поля давления будут воздействовать на корпус в зоне расположения оперения, что должно привести к появлению дополнительной нормальной силы на корпусе, обусловленной наличием оперения.
|
|
Итак, вследствие интерференции корпуса и оперения появятся дополнительные нормальные силы на корпусе и оперении. Величину этих добавок оценивают с помощью коэффициентов интерференции.
В вязкой жидкости на корпусе будет развиваться погранслой, и набегающий на оперение поток будет неоднородным. Обтекание оперения будет сопровождаться трехмерными эффектами в турбулентном пограничном слое. Удовлетворительной математической модели таких течений в настоящее время не существует. Поэтому влияние вязкости учитывается путем наращивания реальной конфигурации корпуса на толщину вытеснения пограничного слоя δ*.