Тема 11. СКОРОСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ ПО СВОБОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
Вопросы для самопроверки по ТЕМЕ
- Стадии погружения. Поверхностное смыкание.
- Задача об ударе плавающего тела о воду. Принцип аналитического продолжения.
- Особенности проникания тела вращения без угла атаки.
- Несимметричное погружение конусов.
- Наклонный вход однородного шара, диска.
- Основные виды нагрузок на переходной стадии.
- Глубинное и поверхностное смыкание.
(Лекций - 2 ч., СРС 2 ч.)
Переход от режима водоизмещающего движения к глиссированию. Физическая картина обтекания глиссирующего тела.
Силы и моменты, действующие на глиссирующую поверхность.
Плоские задачи глиссирования. Глиссирование крыла.
Применение гипотезы плоских сечений в задаче глиссирования удлиненного тела.
Глиссирование по возмущенной свободной поверхности.
Рикошет.
Аппараты, двигающиеся вдоль свободной поверхности по способу создания поддерживающей силы, подразделяются на две большие группы. Наиболее многочисленную группу составляют корабли водоизмещающего типа, у которых поддерживающая сила создается за счет архимедовых сил. Скорость движения кораблей этого типа сравнительно невелика. К другой группе относят корабли с динамическими принципами поддержания: суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, глиссирующие суда. Скорость движения кораблей данного типа значительно выше, поскольку их сопротивление существенно ниже благодаря размещению рабочих объемов в среде с более низкой плотностью. С точки зрения гидромеханики взаимодействия твердых тел с жидкостью самостоятельный интерес представляют глиссирующие суда, поскольку теория подводного крыла достаточно разработана, а суда на воздушной подушке исключают контакт корпуса с жидкостью.
|
|
Движение тяжелого тела вдоль свободной поверхности, отличительным свойством которого является уравновешивание веса тела подъемной силой динамического происхождения, называют глиссированием. Архимедовы силы в этом случае являются относительно малыми.
Переход от плавания к глиссированию можно охарактеризовать безразмерным параметром, так называемым числом Фруда по водоизмещению:
где о — скорость движения; m — масса тела; — плотность воды. Глиссирование наступает при >3. Разумеется, существенную роль играет и конфигурация подводной части судна. Если представить себе судно водоизмещающего типа в виде полуэллипсоида, то на большей части днища у него будет отрицательный коэффициент давления. Следовательно, при повышении скорости движения на такое судно будет действовать все более возрастающая по значению топящая сила. Этот факт хорошо наблюдается на практике. У глиссирующих судов на днище коэффициент давления всегда положителен.
|
|
Режим глиссирования может быть выбран в целях снижения сопротивления и повышения ходкости судов (глиссеры, скутера). Глиссирование может наступить также при ударе тел о поверхность воды (посадка гидросамолетов). В этом случае режим глиссирования является граничным между погружением тела в воду и отражением тел от свободной поверхности (рикошет).
Глиссирование может происходить по невозмущенной поверхности воды (горизонтальная плоскость) и по возмущенной. Возмущения могут представлять собой обычное волнение или деформации свободной поверхности впереди расположенными элементами конструкции. Примером последнего типа может служить глиссирующее судно с несколькими реданами. Задний редан, по существу, глиссирует по поверхности впадины, которая образуется при срыве жидкости с переднего редана. При движении на волнении в определенные моменты времени может возникнуть режим глиссирования подводных крыльев. Поэтому для более детального обсуждения гидромеханики глиссирования целесообразно выбрать два типа конфигураций: крыло и корпус.