Понятие «спора». Разновидности (дискуссия, диспут, полемика). Цели спора, характер. Формы проведения спора. Требования культуры спора. Структура доказательства. Средства, используемые в споре. Полемические приемы. Классификация вопросов.
Обязательное качество каждого образованного человека – владение полемическим мастерством, т.е. умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента.
Полемическое мастерство – это знание предмета спора, понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, использование полемических приёмов, умение противостоять уловкам противника.
Основные факторы, влияющие на характер спора: цель, социальна значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора.
В структуре доказательства можно выделить: тезис, аргументы и демонстрация.
Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать.
|
|
Аргументы – доводы, с помощью которых обосновывается тезис. Аргументы издавна принято делить на рациональные и иррационльные (психологические).
Демонстрация – логические рассуждения, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.
Необходимо не только доказать выдвинутый тезис, но и убедить оппонента в его истинности, т.е. нужно разграничивать понятия доказывать (устанавливать истинность тезиса) и убедить (создать впечатление, что истинность тезиса уже доказана).
К средствам, используемым в споре, можно отнести: статистические данные ссылки на мнения и суждения авторитетов, факты воздействия на чувства слушателей.
Искусство аргументации состоит не только в доказательстве истинности своих суждений, но и в умении опровергать точку зрения оппонента, разоблачать неверные убеждения противника.
Умение ставить разумные вопросы есть уже важный признак ума или проницательности и во многом определяет успех спора.
Вопрос представляет собой одну из логических форм и опирается на определённую систему знаний.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995
2. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.-М.,1991.
3. Прошунин Н.Ф. Что такое полемика?- М.,1985.
4. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики.-М.,1991.
Дополнительная литература:
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно (как найти свой стиль мышления, обрести взаимопонимание с людьми). - СПб., 1993.
2. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. - М.,1954.
|
|
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.
3. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. - М., 1995.
4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.
5. Караулов Ю.Н. Язык и личность. - М., 1989.
6. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. - М., 1994.
7. Козаржевский А.Ч. Искусство полемики. - М., 1972.
8. Мастера красноречия: Очерки. - М., 1991.
9. Минеева С.А. Полемика -диспут -дискуссия. - М., 1990.
10. Михальская А. К. Основы риторики; мысль и слово: Х—Х1 кл. - М., 1996.
11. Поварнин С. А. Спор: О теории и практике спора//Вопросы философии. -1990.-№ 3
12. Формановская Н.Н. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
13. Щербина А. А. Сущность и искусство словесной остроты. - Киев, 1958.