Новая тема. История методологии науки

19.10.12

Лекция 7

12.10.12

Лекция 6

5.10.12

Лекция 5

Долги по 4 лекции:

1. 5 механизмов социальной памяти?

2. как возникает знание на информационном рынке Геродота?

3. 3 этапа в развитии познания?

4. что представляет собой эстафетная структура знания?

5. что представляют собой исторически первоначальные знания?

6. что такое явление онтологизации знаний? В чем разница между операцией онтологизации и процессом онтологизации?

7. почему деятельность проектирования новой конструкции или новой познавательной задачи может возникнуть только после появления онтологизированных знаний?

8. как связаны друг с другом историк, ученый и методист в модели методологии Г.П. Щедровицкого?

9. почему появление семиотических средств управления деятельностью порождает трудности выбора действующих лиц?

10. что представляет собой закон Н.М. Страхова?

Сократический диалог и рефлексия.

Разговор Сократа и Эвфидемом в воспоминаниях Ксенофонда.

«образцы всегда сильнее правил» - сам закон

1 стратегия отдавать предпочтение образцам, а не командам.

«Судьбы программных статей вообще, за редчайшим исключением, одинаковы: если эту программу не реализует сам ее автор вместе с коллективом, или же кто либо из учеников, действительно проникнувшийся идеями учителя, то она быстро забывается, а реальная научная работа идет совсем по другому руслу.» - Страхов Н.М. Развитие литогенетических идей в России и стран СССР, М. 1971, с. 13.

11. что такое теоретический конструктор? С какими объектами работает в нем ученый и человек, подающий команды неумеющему забивать гвоздь?

На след: 36 и 49

Схема кооперации позиций при взаимодействии философии и науки.

Философия науки

Методология науки

1. символ донаучного состояния знания, полученного в практической жизни людей

Долги по 5 лекции:

1. о чем говорит закон Страхова?

2. дайте характеристику всем 12 фигурам в схеме кооперации позиций при взаимодействии философии и науки.

3. помните ли вы состав философских знаний?

4. чем отличаются друг от друга 1 и 2 ряд в СКП?

5. каково содержание научной рефлексии у 3 человека?

6. чем методологическая деятельность отличается от методологической активности?

7. что представляет собой продукт методологической работы ученых: у практика – 4, у теоретиков – 5,6,7 человек?

ДЗ на 19 октября: 42,50,

Розов определяет философию: выявление, анализ и конструирование ПОЧЖиД!

Вопросы по 6 лекции:

1. чем различаются функции методологов и философов науки по отношению к развитию науки?

2. в чем именно состоит 1 отличие в картинах науки полученных методологом науки и философом науки?

3. в чем состоит 2 отличие?

4. что такое предельные основания ПОЧЖиД? Какие 2 вида вы знаете? Какое отношение это понятие имеет к пониманию того, что такое философия?(прямое, так как Розов определяет философию: выявление, анализ и конструирование ПОЧЖиД! )

5. каков состав философских знаний?

6. чем модель изучаемого явления отличается от онтологической схемы? Все мышление делиться на 3 вида: модельное (человек начинает чертить, более точное), понятийное (самое неточное) и формальное (математика).

7. чем феноменология психического (то как психика проявляется непосредственно в наблюдении, в поведении и речи) отличается от сущности психической реальности?

8. какие советы может дать методологу психологии методолог науки?

9. из каких источников может черпать образцы для подражания методолог психологии?

10. как вы считаете, в чем состоят методологические трудности в психологии?

Видит социо-культурную обусловленность их работы, а сами ученые технологическую.

ДЗ: На 26.10 – 43, 51.

В статье познание как предмет эпистемологии прочитать 5 раздел – наука как деятельность и стихийные процессы.

Три этапа в развитии изучения научного познания:

1. Логика науки

В 1922 году в Венском университете была создана кафедра философии индуктивных наук Морица Шлик.

На базе руководимого им семинара возникло неформальное сообщество – «Венский кружок». Р. Карнал, О. Нейрат, Г. Фейгль, К. Гемпель. Заходили: К. Гёдель, Л. Витгенштейн. Из Берлина приезжали: Г. Рейхенбах, Д. Айер, В. Куайн.

Исходный исследовательский проект Венского кружка– бунт против философской традиции – традиционного способа философствовать о таких предметах как Универсум, Природа, Реальность, История. Работая в традициях философского эмпиризма, все участники были активными антиметафизиками.

Они вдохновлялись идеей прочного эмпирического обоснования эмпирического обоснования научного знания и его преобразования в соответствии со строгими стандартами математической логики.

Они стремились найти в знании, безусловно, истинные элементы, которые могли бы служить базисом познания и деятельности.

Стремление к достоверности всегда было присуще философии, и в этом отношении они продолжали древнюю философскую традицию.

Основной задачей для венского кружка был логический анализ языка науки, который должен выявить подлинную структуру утверждений науки и изгнать из нее бессмысленные предложения.

Логический анализ языка науки подразумевал необходимость построения идеальных языков, в терминах которых результаты реальной науки могут быть наилучшим образом формализованы и тем самым выражено их подлинное содержание.

В 1921 году вышла в свет работа: Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат» - основа программы венского кружка - основа позитивизма.

Витгенштейн создал простую модель реальности, служащую зеркальным отображением структуры языка пропозициональной логики.

Действительность состоит не из предметов, явлений, а из «атомарных фактов», которые могут объединяться в молекулярные факты.

Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких закономерных связей.

Наука должна быть комбинацией предложений, отображающих факты и их разнообразные сочетания.

Все что претендует на выход за пределы этого одномерного мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки.

К учению Витгенштейна о структуре мира члены Венского кружка добавили определенные гносеологические предпосылки.

2. методология науки

3. теория науки (или философия науки как научная дисциплина)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: