19.10.12
Лекция 7
12.10.12
Лекция 6
5.10.12
Лекция 5
Долги по 4 лекции:
1. 5 механизмов социальной памяти?
2. как возникает знание на информационном рынке Геродота?
3. 3 этапа в развитии познания?
4. что представляет собой эстафетная структура знания?
5. что представляют собой исторически первоначальные знания?
6. что такое явление онтологизации знаний? В чем разница между операцией онтологизации и процессом онтологизации?
7. почему деятельность проектирования новой конструкции или новой познавательной задачи может возникнуть только после появления онтологизированных знаний?
8. как связаны друг с другом историк, ученый и методист в модели методологии Г.П. Щедровицкого?
9. почему появление семиотических средств управления деятельностью порождает трудности выбора действующих лиц?
10. что представляет собой закон Н.М. Страхова?
Сократический диалог и рефлексия.
Разговор Сократа и Эвфидемом в воспоминаниях Ксенофонда.
|
|
«образцы всегда сильнее правил» - сам закон
1 стратегия отдавать предпочтение образцам, а не командам.
«Судьбы программных статей вообще, за редчайшим исключением, одинаковы: если эту программу не реализует сам ее автор вместе с коллективом, или же кто либо из учеников, действительно проникнувшийся идеями учителя, то она быстро забывается, а реальная научная работа идет совсем по другому руслу.» - Страхов Н.М. Развитие литогенетических идей в России и стран СССР, М. 1971, с. 13.
11. что такое теоретический конструктор? С какими объектами работает в нем ученый и человек, подающий команды неумеющему забивать гвоздь?
На след: 36 и 49
Схема кооперации позиций при взаимодействии философии и науки.
Философия науки
Методология науки
1. символ донаучного состояния знания, полученного в практической жизни людей
Долги по 5 лекции:
1. о чем говорит закон Страхова?
2. дайте характеристику всем 12 фигурам в схеме кооперации позиций при взаимодействии философии и науки.
3. помните ли вы состав философских знаний?
4. чем отличаются друг от друга 1 и 2 ряд в СКП?
5. каково содержание научной рефлексии у 3 человека?
6. чем методологическая деятельность отличается от методологической активности?
7. что представляет собой продукт методологической работы ученых: у практика – 4, у теоретиков – 5,6,7 человек?
ДЗ на 19 октября: 42,50,
Розов определяет философию: выявление, анализ и конструирование ПОЧЖиД!
Вопросы по 6 лекции:
1. чем различаются функции методологов и философов науки по отношению к развитию науки?
2. в чем именно состоит 1 отличие в картинах науки полученных методологом науки и философом науки?
|
|
3. в чем состоит 2 отличие?
4. что такое предельные основания ПОЧЖиД? Какие 2 вида вы знаете? Какое отношение это понятие имеет к пониманию того, что такое философия?(прямое, так как Розов определяет философию: выявление, анализ и конструирование ПОЧЖиД! )
5. каков состав философских знаний?
6. чем модель изучаемого явления отличается от онтологической схемы? Все мышление делиться на 3 вида: модельное (человек начинает чертить, более точное), понятийное (самое неточное) и формальное (математика).
7. чем феноменология психического (то как психика проявляется непосредственно в наблюдении, в поведении и речи) отличается от сущности психической реальности?
8. какие советы может дать методологу психологии методолог науки?
9. из каких источников может черпать образцы для подражания методолог психологии?
10. как вы считаете, в чем состоят методологические трудности в психологии?
Видит социо-культурную обусловленность их работы, а сами ученые технологическую.
ДЗ: На 26.10 – 43, 51.
В статье познание как предмет эпистемологии прочитать 5 раздел – наука как деятельность и стихийные процессы.
Три этапа в развитии изучения научного познания:
1. Логика науки
В 1922 году в Венском университете была создана кафедра философии индуктивных наук Морица Шлик.
На базе руководимого им семинара возникло неформальное сообщество – «Венский кружок». Р. Карнал, О. Нейрат, Г. Фейгль, К. Гемпель. Заходили: К. Гёдель, Л. Витгенштейн. Из Берлина приезжали: Г. Рейхенбах, Д. Айер, В. Куайн.
Исходный исследовательский проект Венского кружка– бунт против философской традиции – традиционного способа философствовать о таких предметах как Универсум, Природа, Реальность, История. Работая в традициях философского эмпиризма, все участники были активными антиметафизиками.
Они вдохновлялись идеей прочного эмпирического обоснования эмпирического обоснования научного знания и его преобразования в соответствии со строгими стандартами математической логики.
Они стремились найти в знании, безусловно, истинные элементы, которые могли бы служить базисом познания и деятельности.
Стремление к достоверности всегда было присуще философии, и в этом отношении они продолжали древнюю философскую традицию.
Основной задачей для венского кружка был логический анализ языка науки, который должен выявить подлинную структуру утверждений науки и изгнать из нее бессмысленные предложения.
Логический анализ языка науки подразумевал необходимость построения идеальных языков, в терминах которых результаты реальной науки могут быть наилучшим образом формализованы и тем самым выражено их подлинное содержание.
В 1921 году вышла в свет работа: Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат» - основа программы венского кружка - основа позитивизма.
Витгенштейн создал простую модель реальности, служащую зеркальным отображением структуры языка пропозициональной логики.
Действительность состоит не из предметов, явлений, а из «атомарных фактов», которые могут объединяться в молекулярные факты.
Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких закономерных связей.
Наука должна быть комбинацией предложений, отображающих факты и их разнообразные сочетания.
Все что претендует на выход за пределы этого одномерного мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки.
К учению Витгенштейна о структуре мира члены Венского кружка добавили определенные гносеологические предпосылки.
2. методология науки
3. теория науки (или философия науки как научная дисциплина)