Второй этап в развитии изучения науки

Из вопросов к зачету,

Дополнительность при описании социальных эстафет.

9.11.12

Состав социальных эстафет: что это такое

Вересов, Недостатки традиционной гносеологии(6недостатков), тезисы Маркса о Фейербахе, практическая и познавательная деятельность, рефлексивные преобразования.

Долги по 9 лекции:

1. с какими трудностями и проблемами столкнулась концепция логического позитивизма?

ОТВЕТЫ:

-В протокольных предложениях было невозможно выразить чистое чувственное ощущение, не добавив к нему рационального элемента.

-И самого чистого опыта не существует, как показал еще Кант.

-было осознано, что наука имеет интерсубъективную природу и поэтому пришлось отказаться от установки на протокольные предложения, якобы выражающие чувственные переживания индивида. Нужно было найти другой язык, который был бы общим для всех.

-использование в наблюдении приборов обнажило проникновение теорий в язык наблюдения и показало нераздельность эмпирического и теоретического

-верификация оказалась несостоятельным критерием демаркации (разделение, проведение границы) науки от не науки ибо этот критерий отсекал от науки законы природы (общее утверждение нельзя проверить на опыте).

-редукция (сведение) теоретических терминов к протокольным предложениям оказалась невозможной. Неудача редукции показала, что теоретические термины говорят о мире нечто большее, чем содержится в протоколах наблюдения и экспериментах.

2. что именно придавало концепции логического позитивизма очарование интеллектуальной респектабельности? Установка на применение только точных методов рассуждения.

3. что такое эмпирический фундаментализм?

ДЗ на 16 ноября: 37 и 47

НАУКА. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

Второй этап в развитии изучения науки в 20 веке связан с именем Карла Поппера и его учеников. Он носит уже не логический, а методологический характер.

Концепция К. Поппера носит нормативный характер. Он формулирует, как должен работать ученый, чтобы оставаться в рамках науки, каким требованиям должны удовлетворять те теории, которые он строит.

К. Поппер выдвинул идею теоретической нагруженности фактов.

Наблюдение всегда предполагает некоторую теоретическую установку, гипотезу.

Оно всегда избирательно и целенаправленно, «чистые» наблюдения бессмысленны.

Кроме того, любая развитая теория строится не для реальных, а для идеальных объектов, то есть на базе предпосылок, прямо противоречащих опыту. Как же она может вытекать из опыта?

Критерием научного статуса теории, по Попперу, является её фальсифицируемость, то есть способность быть опровергнутой.

*доказать общее утверждение нельзя, а опровергнуть можно одним примером*

Подтвердить фактами (верифицировать) можно любую теорию, если мы специально ищем таких подтверждений, но подтвердить – еще не значит доказать объективную истинность теории.

Кроме того, общее знание не выводимо из опыта, ибо опыт никогда не закончен (Лейбниц). *опыт закончится со смертью людей*

Фактическое опровержение теорий, по Попперу, должно приводить к отказы ученых от опровергнутой теории.

Однако в науке этого не происходит. Наука живет своей собственной жизнью и очень скоро обнаруживается, что критерий К. Поппера не работает. *наука, это не только деятельность ученых, но и то, что эту деятельность определяет, деятельность+стихийные процессы*

Эдхог-гипотеза – гипотеза для данного случая. Гипотеза для измененных условиях эксперимента.

Это может показаться парадоксальным. Мыс амии делаем науку, а она, оказывается, не подчиняется человеку. Наука, таким образом, есть нечто большее, чем совокупность согласованных человеческих действий.

История показывает, что теории живут, развиваются и даже процветают, невзирая на противоречия с экспериментальными данными.

Происходит смещение акцентов в изучении науки с анализа деятельности ученых на изучение науки как надличностного социального образования.

Концепция исследовательских программ Имре Лакатоса.

Очевидные недостатки фальсификационизма К. Поппера пытался преодолеть Имре Лакатос, его последователь и ученик.

Он утверждал, что при достаточной находчивости, можно на протяжении длительного времени защищать любую теорию, даже ложную.

Он писал: «Природа может крикнуть «нет!», но человеческая изобретательность может крикнуть еще громче».

Поэтому следует отказаться от попперовской модели, в которой за выдвижением некоторой гипотезы следует её опровержение.

Ни один эксперимент не является решающим и достаточным для опровержения теории.

Исходным пунктом концепции Лакатоса является понятие исследовательской программы.

Это теория, способная защитить себя в ситуации столкновения с противоречащими ей эмпирическими данными.

В ней есть ядро – основные принципы или законы и «защитные пояса», которыми ядро окружает себя в случае эмпирических затруднений.

Например, опираясь на законы Ньютона, мы рассчитали орбиты планет солнечной системы и обнаружили, что это противоречит астрономическим наблюдениями. Неужели мы отбросим законы Ньютона? Нет!

В 1845 году Леверье, занимаясь неправильностями в движении Урана, выдвигает гипотезу о существовании еще одной планеты Солнечной системы, которая и была открыта И. Галле в 1846 году. Это Нептун.

Гипотеза Лаверье и была защитным поясом. Как долго это может продолжаться?

Теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, лучшей теорией.

Исследовательская программа может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей.

Она прогрессирует, если ее теоретический рост предвосхищает рост эмпирический, то есть если она с успехом предсказывает новые факты.

Она регрессирует, если новые факты появляются неожиданно, а программа только дает им запоздалые объяснения. В этом случае теоретический рост отстает от эмпирического.

Концепция И. Лакатоса в значительной степени лишена нормативного характера. Он признает: «Очень трудно решить, в какой именно момент определенная исследовательская программа безнадежно регрессировала или одна из двух конкурирующих программ получила решающее преимущество над другой».

Но И. Лакатос все же пытается сформулировать «кодекс научной честности»: скромность и сдержанность.

«Всегда следует помнить о том, что даже если ваш оппонент сильно отстал, он еще может догнать вас. Никакие преимущества одной из сторон нельзя рассматривать как абсолютно решающие. Не существует никакой гарантии триумфа той или иной программы. Не существует также и гарантии ее крушения»

Иными словами, в концепции И. Лакатоса из-за деятельности ученого уже явно выступает некий глобальный надличностный процесс.

Он еще не исследуется, его природа не выявлена, но он присутствует, ибо если мы сами не способны осуществить рациональный выбор, то как же этот «выбор» осуществляется в истории науки?

Долги Иры:

1. 10 лекция: 9 вопросов

2. 8 лекция: 7 вопросов

3. 5 лекция: 7 вопросов

4. 4 лекция: 11

5. 2 лекция: 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: