Потребность – это состояние неудовлетворенности, из которого человек желает выйти, или состояние удовлетворения, которое он желает продлить. Средства для удовлетворения потребностей – блага.
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.
Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить свои потребности.
Необходимо ввести два важнейших понятия: совокупная и предельная полезность. Совокупная (общая) полезность (TU) измеряет суммарное удовлетворение, получаемое от потребления товара. Предельная полезность (MU) – полезность каждой дополнительной единицы блага.
Потребителю удается потратить свой доход оптимальным образом только в том случае, если он сможет свои личные субъективные предпочтения (отражаемые в показателях предельной полезности) привести в соответствие с объективной реальностью (структурой цен на товары). Другими словами, функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:
|
|
MU1/P1= MU2/P2=…= MUn/Pn => MU1/MU2=P1/P2;…;MU1/ MUn=P1/Pn.
Количественная (кардиналистская) теория блага была выдвинута еще в 19 веке и оказалась очень плодотворной для выведения закона потребительского спроса. Однако в ее основе лежит спорное предположение, что полезность может быть количественно измерена. Ряд ученых предложили описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования (ординалистская теория: Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий и др.).
Кривые безразличия демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения (MRS), в соответствии с которыми одно благо может быть замещено другим без изменения общей величины полезности для потребителя MRS=
= -DY/DX.
Уменьшение предельной нормы замещения можно объяснить на основе предельной полезности: чем больше одного товара имеется у потребителя, тем меньшее количество все более дефицитного второго товара он готов отдать за дополнительную единицу первого товара.