Тема 3. Рыночный механизм и его элементы. Спрос выражает намерения покупателя относительно покупки и зависит от цены

Спрос выражает намерения покупателя относительно покупки и зависит от цены. Так как полезность каждой последующей единицы товара меньше предыдущей, то потребитель готов заплатить за нее меньшую цену.

Кривая спроса учитывает только один из факторов спроса – цену товара. Изменение цены товара ведет к изменению объема спроса. Вместе с тем на поведение потребителя влияет ряд неценовых факторов, приводящих к изменению положения кривой спроса. Наиболее типичными из них являются: уровень доходов, предпочтения потребителей (вкусы, мода, сезонность), цены на смежные товары, ожидания изменения цен, количество покупателей на рынке.

.
Для анализа влияния цены на спрос А.Маршаллом был предложен показатель, получивший название эластичности спроса по цене:

Коэффициент эластичности позволяет оценить реакцию покупателей на изменение, поэтому он широко применяется в практике принятия управленческих решений на рынке.

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов.

1. Количество товаров субститутов. Чем их больше, тем эластичнее спрос по цене на отдельный товар. Соответственно, чем агрегированнее товар, тем меньше эластичность. Например, два товара: продовольствие в целом и макароны в отдельности. Эластичность спроса на макароны по цене будет значительно выше, чем продовольствия в целом. Доля расходов на покупку товара в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на определенный товар в бюджете потребителя, тем выше его эластичность. Если потребитель тратит малую часть своего бюджета на этот товар, то при повышении цены ему не придется существенно снижать потребление других товаров. Пример: сигареты для курящего и некурящего человека.

2. Степень необходимости товара. Эластичность спроса ниже у тех товаров, которые потребитель считает необходимыми и покупка которых не может быть отложена. Для одного человека это табак, для другого - косметика, для третьего – цветы к 8 Марта, шампанское к Новому году и т.д.

3. Период времени для принятия экономического решения о покупке. Чем больше период времени, тем эластичнее спрос.

Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект замещения связан с тем, что изменение цены какого-либо товара меняет относительные цены различных благ, что побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен товаров, ставших относительно более дорогими. Эффект дохода связан с тем, что с изменением цены какого-либо товара изменяется реальный доход потребителя, его покупательная способность, а следовательно, и величина спроса на различные блага. Проблема состоит в количественном разграничении названных эффектов. Для того чтобы оценить влияние эффекта замещения на величину спроса при изменении цены товара, необходимо абстрагироваться от влияния эффекта дохода, т.е. предположить, что реальный доход не меняется при изменении цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: