double arrow

Тема 5. Государство в рыночной экономике

Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.

Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых — предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Главная проблема в реализации этой политики — ограничение монополистических тенденций олигополии. Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.

Для выявления отраслевых рынков, опасных с точки зрения монополизации производства, используют ряд индексов.

Индекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших 4, 8 и т.д. фирм. Другой индекс - индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Формула индекса:

HHI = ,

где Si — доля i-й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Макси­мальное значение индекса в условиях 100 %-ной монополии равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям, где значение индекса выше 1400.

Корректирующий налогэто налог на выпуск эко­номических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффек­тами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог (tах-Т), равный предельным внешним издержкам Т = МЕС, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному в точке Е2, где МSВ = МSС.

Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ c положительными внешними эффектами, которая позво­ляет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предель­ным внешним выгодам (Sв = МЕВ), могла быть предоставлена студен­там, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до точки, где МSВ = МSС.

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды, которые опреде­ляются юридическими разбирательствами. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ с отрицательными внешними эффектами, не всегда используются рационально. Это предопределило принципиально новые пути решения проблемы. Они связаны, прежде всего, с работами Р. Коуза.

Согласно теореме Коуза положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства в тех ситуациях, когда: 1) четко определены права собственности; 2) вовлечено небольшое число людей; 3) стоимость сделки слишком мала. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами. Соглашение между ними дает им возможность найти приемлемое решение проблемы побочных результатов путем переговоров.

В основе макроэкономического анализа лежит модель кругооборота

продуктов и доходов. На схеме видно, что по часовой стрелке (сплошная линия) от домашних хозяйств через рынок факторов производства поступают факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательство). В свою очередь, через рынок благ от фирм к домашним хозяйствам поступают различные материальные и нематериальные блага. Этот процесс в приведенной схеме также происходит по часовой стрелке. Но движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечной продукции сопровождается встречным движением денежных потоков. Движение денежных средств показано на схеме пунктирной линией. От фирм домашним хозяйствам поступает оплата факторов производства. Для домохозяйств – это их доходы,

эти денежные суммы представляют собой расходы, но для фирм они являются доходами.


Таким образом, на рис. 8.1 показано движение реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике. Если в нашу схему ввести еще и государство, то мы увидим, что государство взимает налоги с фирм домашних хозяйств, представляя одновременно трансферты и субсидии.

Обычно государство проводит двойственную политику, учитывая особенности внешнеторговых операций по отдельным видам товаров. Торговые отношения между странами определяются также договорами. Существует принцип наибольшего благоприятствования, заключаемый в договоре о взаимном предоставлении прав и льгот. Некоторые страны для давления на другую страну используют наступательную торговую политику, обеспечивающую устранение конкуренции и преобладание товаров данной страны в импорте других стран.

Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Залоговые аукционы следует считать формой приватизации, так как государство, отдавая в залог пакеты акций, не планировало их возвращение и не резервировало средства на возвращение кредитов. Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Переприватизация предприятий должников осуществляется через процедуру банкротства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: