double arrow

Несовершеннолетних

Тема 24. Судебно-психиатрическая экспертиза

Симуляция психических расстройств

Согласно УК РФ, подростки, не достигшие 14-летнего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. В возрасте 14 – 16 лет они привлекаются лишь за определенные виды преступлений, предусмотренные ст. 20 УК РФ (убийство, изнасилование, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью и др.). Полная уголовная ответственность начинается после исполнения 16 лет.

Особенности психических расстройств у подростков

Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положением подростков, связанным с возрастными особенностями их психики. Возраст 14 – 18 лет, в течение которого происходит половое и психическое созревание, обозначается как пубертатный (переходный). Большое значение имеет темп нарастания и обилие проявлений пубертатного периода. Выделяют ускоренное созревание (акселерация) и замедленное (ретардация). Но наибольшее значение имеет дисгармония развития, при которой половое, психическое и физическое созревание происходит неравномерно, диссоциированно.

Основной особенностью психических расстройств у подростков является сочетание аффективных нарушений с возрастными реакциями протеста, отказа, расстройств поведения, а также специфическими психопатологическими синдромами.

Синдром психического инфантилизма характеризуется задержкой созревания всех сфер психики, выраженной внушаемостью и подражательностью, несформированностью мотивации, нарушением способности к прогнозированию и критике, неуправляемостью поведения.

Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью, отражает стремление подростка к самоутверждению.

Синдром сверхценных образований, среди которых наиболее часто встречаются сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести, сверхценные увлечения, идеи своей неполноценности или переоценки.

Гебоидный синдром характеризуется расторможенностью или извращением влечений, ослаблением или искажением нравственных установок, эмоциональным притуплением, нарастанием жестокости и появлением садистских наклонностей.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Организация судебно-психиатрической экспертизы несовершен-нолетних – это проведение широкого круга мероприятий, направленных на обеспечение социально-правовой и медицинской защиты подростка, совершившего правонарушение. Условия проведения экспертизы:

· Соблюдение законности.

· Обоснованность направления несовершеннолетнего на экспертизу.

· Адекватность выбора вида экспертизы.

· Квалифицированность специалистов, участвующих в производстве экспертизы.

· Использование надежных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки.

· Адекватность рекомендуемых медицинских мер.

Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатры, имеющие специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Экспертиза подростков должна быть: преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, эндокринолога, педагога и др.); стационарной – для подследственных и осужденных; амбулаторной – для потерпевших и свидетелей.

Принудительные меры медицинского характера применяются к следующим категориям подростков: 1) совершившим правонарушение в состоянии невменяемости; 2) признанным вменяемым в отношении совершенного преступления, если после его совершения у них наступило психическое расстройство; 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; 4) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Несовершеннолетние больные, находящиеся на принудительном лечении, должны регулярно (1 раз в полгода) освидетельствоваться врачебной комиссией.

Таким образом, пубертатный период является наиболее значительным для формирования личности. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические болезни, происходит бурное формирование психопатий, учащение психогенных реакций и других нарушений. Особенности психического, эндокринного и неврологического развития подростков необходимо знать юристам и учитывать при назначении судебно-психиатрической экспертизы.

Симуляция психических расстройств

Симуляция психических заболеваний – это притворное поведение человека, заключающееся в изображении не существующей у данного лица психической патологии, с целью уклонения от наказания за содеянное преступление. В судебной психиатрии выделяют истинную симуляцию и симуляцию на психопатологической почве.

Истинная симуляция

Истинная симуляция представляет собой сознательное воспроизведение психических расстройств здоровыми людьми. Различают три стадии истинной симуляции у психически здоровых лиц: предварительную (до правонарушения), при совершении деликта (для сокрытия истинных причин правонарушения), после преступления (с целью уклонения от уголовной ответственности). Последняя наиболее часто встречается в следственной практике. В таких случаях подэкспертные охотно сообщают о «припадках» в прошлом, внутренних и внешних «голосах», нарушениях памяти и других подробностях своего «заболевания». Довольно часто симулянты демонстрируют монотонное поведение, невыразительную мимику, суицидальные проявления. При контактах с медицинским персоналом они напряжены, стремятся уйти от ответов на прямой вопрос и дальнейших расспросов, предпринимают попытки прекратить разговор. Их речь, жесты и мимика неадекватны динамике психического заболевания и клиническому состоянию больного в период обострения душевного недуга.

Диагностика симуляции психического заболевания сложна. В таких случаях в судебной психиатрии при обследовании используют различные методы. К ним относятся:

Клинический метод. Сущность его заключается в том, что изучается не только психическое состояние подэкспертного, но и делается сопоставление его с данными анамнеза, анализируется структура психопатологических синдромов и последовательная их смена в динамике заболевания. При этом выделяются нетипичность и несовместимость симптомов – синдромов.

Экспериментально-психологические методики. Основаны на изучении нарочитых ошибок, производимых симулянтами в ходе исследований.

Постоянное медицинское наблюдение (в т.ч. и скрытое) в условиях стационара. Это позволяет обнаруживать промахи и непоследовательность в клиническом изображении симптомов.

Выявление и диагностика психопатологических симптомов, не сочетающихся друг с другом (отказывается от речевого контакта с врачом, но разговаривает с окружающими больными).

Инструментальные и лабораторные исследования (анализы крови и спинномозговой жидкости, электроэнцефалографическая диагностика, например, при симуляции эпилепсии или других судорожных состояний).

Симуляция на психопатологической почве

Такой вид симуляции в судебно-следственной практике встречается в виде аггравации, метасимуляции и сюрсимуляции.

Аггравация заключается в умышленном преувеличении остроты психопатологических симптомов действительно имеющегося психического заболевания или остаточных явлений перенесенного расстройства. Она чрезвычайно распространена среди испытуемых, но чаще встречается у лиц с органическими поражениями головного мозга, у страдающих дебильностью и проявляется в нарочитом преувеличении имеющейся у них интеллектуальной недостаточности, в жалобах на снижение памяти. Притворное поведение у них носит примитивный характер.

Метасимуляция – это сознательное «продление заболевания» или изображение симптомов «перенесенного острого психического заболевания». Довольно часто она встречается в судебно-психиатрической практике при содержании лиц с психической патологией в следственных изоляторах. Метасимуляцию судебные психиатры чаще фиксируют у лиц, перенесших реактивные или алкогольные психозы. При этом испытуемые способны изображать не в целом динамику течения психической болезни, а лишь отдельные ее эпизоды.

Сюрсимуляция диагностируется у лиц с психическими нарушениями, которые пытаются изобразить психопатологические симптомы, не свойственные симулируемому заболеванию. Обычно это больные с довольно выраженным психическим дефектом и грубыми изменениями личности, при отсутствии осознания своей болезни. Изображаемые симптомы являются нехарактерными для клинической картины психического заболевания, имеющегося у таких лиц, что в определенной степени и способствует их распознаванию.

Таким образом, при выявлении симулятивных проявлений у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за инкриминируемые деяния, судебно-психиатрическая оценка такова: при истинной симуляции психических расстройств – они вменяемы; в случае симуляции, возникшей на психопатологической почве, – подход строго индивидуальный с учетом особенностей имеющегося заболевания.

Контрольные вопросы:

1. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

2. Судебно-психиатрическая оценка психических нарушений у подростков.

3. Определение понятия «симуляция психических расстройств».

4. Виды и способы симуляции.

5. Методы распознавания симуляции психических расстройств.

Тестовые задания

раздел 2. Психиатрия

Задание 1. Поводы для назначения судебно-психиатрической экспертизы:

a) особая жестокость и безмотивность преступления;

b) частота психических заболеваний среди родственников;

c) попытки самоубийства;

d) перенесенные в прошлом заболевания головного мозга и травмы черепа;

e) странность поведения.

Задание 2. Задачи судебно-психиатрической экспертизы:

a) освидетельствование подозреваемых, обвиняемых, подсудимых по оценке их вменяемости-невменяемости;

b) освидетельствование потерпевших и свидетелей при сомнениях в возможности давать правильные показания;

c) дать рекомендации правоохранительным органам по мерам медицинского характера в отношении подэкспертных;

d) оформление экспертных документов для правоохранительных органов.

Задание 3. Виды судебно-психиатрической экспертизы:

a) выездная;

b) в судебном заседании:

c) амбулаторная:

d) комиссионная:

e) в кабинете следователя;

f) стационарная;

g) заочная;

h) посмертная.

Задание 4. Кто проводит судебно-психиатрическую экспертизу:

a) невропатолог;

b) главный врач больницы;

c) нейрохирург;

d) врачи, входящие в СПЭК.

Задание 5. Критерии невменяемости:

a) Медицинский;

b) Психиатрический;

c) юридический;

d) психологический.

Задание 6. Медицинский критерий невменяемости включает в себя:

a) хронические душевные болезни;

b) временные расстройства душевной деятельности;

c) слабоумие;

d) иные болезненные состояния.

Задание 7. Юридический критерий невменяемости включает в себя признаки:

a) интеллектуальный;

b) волевой;

c) слабоумие;

d) психопатии.

Задание 8. Критерии недееспособности:

a) психологический;

b) юридический;

c) психиатрический;

d) медицинский.

Задание 9. Юридический критерий недееспособности включает в себя все перечисленное, кроме:

a) неспособности понимать значение своих действий;

b) неспособности руководить своими действиями;

c) невозможности самостоятельного осуществления своих гражданских прав и обязанностей;

d) наличия слабоумия.

Задание 10. Расстройства мышления характеризуются наличием:

a) резонерства;

b) поверхностных умозаключений;

c) обыденностью представлений;

d) бредовых идей;

e) всего перечисленного;

f) ничего из перечисленного.

Задание 11. Бредовые идеи характеризуются всем перечисленным, кроме:

a) несоответствием действительности;

b) искаженным отражением действительности;

c) невозможностью исправления, несмотря на явное противоречие с действительностью;

d) возможности устранения путем убеждения.

Задание 12. Для галлюцинаций характерно:

a) восприятие несуществующего;

b) возникновение существующего без реального объекта;

c) наличие непроизвольно возникающих представлений;

d) все перечисленное;

e) ничего из перечисленного.

Задание 13. Врожденное слабоумие (олигофрения) проявляется:

a) дебильностью;

b) имбецильностью;

c) идиотией;

d) всем перечисленным;

e) ничем из перечисленного.

Задание 14. Приобретенное слабоумие (деменция) может быть результатом:

a) органического поражения головного мозга;

b) черепно-мозговой травмы;

c) энцефалита;

d) эпилепсии;

e) всего перечисленного;

f) ничего из перечисленного.

Задание 15. Расстройства памяти характеризуются наличием:

a) гипермнезии;

b) гипомнезии;

c) конфабуляций;

d) амнезии;

e) всего перечисленного;

f) ничего из перечисленного.

Задание 16. Расстройства сознания (помрачение сознания) проявляется:

a) внезапной, чаще кратковременной утратой ясности сознания;

b) полной отрешенностью от окружающего;

c) иногда возможностью отрывчатого и искаженного восприятия окружающего при сохранении привычек автоматизированных действий;

d) всем перечисленным;

e) ничем из перечисленного.

Задание 17. Для шизофрении характерны все перечисленные расстройства, кроме:

a) судорог;

b) галлюцинаций и бреда;

c) эмоционального обеднения;

d) нарушения мышления в виде непродуктивности, резонерства и др.;

e) все перечисленное.

Задание 18. Что понимается под шизофреническим дефектом личности:

a) эмоциональная выхолощенность;

b) снижение энергетического потенциала;

c) утрата социальных контактов;

d) все перечисленное;

e) ничего из перечисленного.

Задание 19. Когда больные шизофренией признаются вменяемыми:

a) при многолетнем характере ремиссии (улучшения);

b) при отсутствии выраженных изменений личности;

c) при полной трудовой адаптации;

d) при всем перечисленном;

e) ни при чем из перечисленного.

Задание 20. Когда больные шизофренией признаются невменяемыми:

a) если болезнь протекает в форме психоза;

b) при наличии выраженных изменений личности;

c) при наличии стойкой ремиссии (улучшения) без выраженных изменений личности;

d) при всем перечисленном.

Задание 21. От чего зависит судебно-психиатрическая оценка дееспособности больных шизофренией:

a) от характера психического состояния в момент совершения юридического акта (психоз, грубые изменения личности);

b) от частоты и характера приступов в течении болезни;

c) от наличия трудовой и социальной адаптации больных;

d) от всего перечисленного.

Задание 22. Эпилепсия – хроническое заболевание, характеризуется:

a) кратковременными судорожными и бессудорожными припадочными состояниями;

b) острыми, затяжными и хроническими психозами;

c) изменением личности и слабоумием;

d) всем перечисленным;

e) ничем из перечисленного.

Задание 23. Что понимается под понятием «психический эквивалент»:

a) эпилептическое расстройство настроения (дисфории);

b) сумеречное помрачение сознания с аффектом страха, галлюцинациями и бредом;

c) сомнамбулизм (лунатизм);

d) все перечисленное;

e) ничего из перечисленного.

Задание 24. Чем характеризуются изменения личности при эпилепсии:

a) эгоцентризм;

b) педантизм;

c) злопамятность;

d) полярность психических нарушений (когда подобстрастие контрастирует со злобностью и т.д.);

e) все перечисленное;

f) ничего из перечисленного.

Задание 25. Когда больные эпилепсией признаются невменяемыми:

a) в сумеречном помрачении сознания;

b) в дисфории;

c) при эпилептических психозах;

d) в бессудорожных припадках;

e) во всех перечисленных состояниях;

f) ничего из перечисленного.

Задание 26. Термин «наркотическое средство» включает в себя следующие критерии:

a) медицинский;

b) социальный

c) юридический;

d) все перечисленные.

Задание 27. Термин «наркотик» применим:

a) к тем веществам или лекарственным средствам, которые признаны законом наркотическими;

b) ко всем веществам или лекарственным средствам, способным вызывать зависимость;

c) и к тем и к другим;

d) ни к тем, ни к другим.

Задание 28. Чаще всего наркомания формируется у лиц :

a) с дефектами воспитания;

b) с отклонениями личности;

c) с нарушениями социальной адаптации;

d) со всем перечисленным;

e) ни с чем из перечисленного.

Задание 29. Внешними проявлениями хронической интоксикации опиатами (морфином, героином и др.) являются все перечисленные признаки, кроме:

a) преждевременного постарения;

b) поражения зубов кариесом с выпадением их без боли;

c) утраты волосами и ногтями блеска, ломкости их;

d) бледной, шелушащейся кожи;

e) грубых, резко очерченных морщин на лице.

Задание 30. Когда больные наркоманией признаются невменяемыми:

a) при наличии улучшения без выраженных изменений личности;

b) при наличии выраженных изменений личности;

c) если правонарушение совершено в психическом состоянии;

d) при всем перечисленном.



Сейчас читают про: