double arrow

Систематизация законодательства

Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В соответствии со ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.

Различают следующие формы (или виды) систематизации: инкорпорация законодательства, кодификация, консолидация, учет нормативных актов.

Инкорпорация – вид систематизации, при котором происходит объединение отдельных нормативных правовых актов в различных сборниках или иных изданиях без изменения их нормативного содержания. Ее особенность состоит в том, что изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации отличает ее от других видов систематизации – кодификации и консолидации.

Систематизировать законодательство в инкорпоративных сборниках можно по различным основаниям. По субъекту принятия инкорпорация делится на официальную (проводится самими органами, издавшими акты), официозную (осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами) и неофициальную (создание сборников нормативных правовых актов в инициативном порядке лицами, специально не уполномоченными). По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной, когда нормативные акты объединяются по предмету правового регулирования и хронологической – требующей расположения нормативных правовых актов по времени их издания.

Кодификация– вид систематизации, при которой обеспечивается системное нормативное регламентирование отдельного вида общественных отношений путем издания единого нормативного правового акта. При кодификации изменяется содержание актов: отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются; устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробел. Именно этим данная форма систематизации отличается от инкорпорации.

Кодифицированный нормативный правовой акт может называться и кодексом, и положением, и уставом, и правилами.

Вследствие многочисленности регулируемых общественных отношений и из-за необходимости большой степени детализации предписаний кодифицированные акты отличаются значительным объемом. В отличие от инкорпорации кодификация всегда проводится компетентным государственным органом, она обязательно носит официальный характер.

В зависимости от объема кодификационных работ кодификация может быть общей, отраслевой и специальной. При общей кодификации обработке подвергается все законодательство, при отраслевой – систематизируется законодательство одной отрасли права, а при специальной упорядочивается определенный вид правовых норм, охватывающих ряд правовых институтов какой-либо отрасли права.

Консолидацияпредполагает объединение нормативных правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт, который заменяет все вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов, а осуществляется их редакционная правка. Например, один консолидированный акт о праздничных днях объединяет все ранее действующие акты по этому вопросу. Консолидация представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпораций, когда несколько законов объединяются в один, а повторы и противоречия устраняются.

Учет нормативных правовых актов ведется всеми государственными органами, юридическими лицами, практикующими юристами для собственных профессиональных потребностей в нормативной правовой информации или для снабжения правовой информацией других лиц. Учет предполагает сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии действующего законодательства по интересующим субъекта учета вопросам.

Некоторые ученые рассматривают учет нормативных правовых актов не как самостоятельную форму систематизации, а как условие, подготовительный этап проведения систематизации законодательства. Поскольку в результате учета происходит, как и при инкорпорации, внешняя обработка акта, то учет можно считать способом систематизации законодательства. Учет может быть ручным, механизированным, автоматизированным. В настоящее время наиболее эффективным способом учета (в связи с развитием информационных технологий) является автоматизированный, который в «мегамасштабах» выполняется специально созданными органами.


Сейчас читают про: