double arrow

Религиозные и традиционные правовые системы

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система возникла в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы, соподчиненные сточки зрения юридической силы, что существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов.

Основным источником романо-германского права выступают нормативные правовые акты – законы, подзаконные акты (декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью).

Структураромано-германского права, как правило, представлена делением на публичное и частное. Особенностью романо-германского права является объединение норм по отраслям.

Объединение религиозных и традиционных правовых систем многих стран Азии и Африки сводится к двум принципам. Во-первых, признается ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, и имеет место переплетение права и религии (это страны мусульманского, индусского и иудейского права). Во-вторых, отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем (это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара).

Мусульманское право – система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Источниками мусульманского права являются: Коран – священная книга ислама; сунна, или традиции, связанные с посланием Бога; иджма, или единое соглашение мусульманского общества; кийас, или суждение по аналогии.

Мусульманское право характеризуется архаичностью ряда институтов, казуистичностью и отсутствием системности. Это право церкви, право общины верующих. Характерные особенности мусульманского права сводятся к тому, что оно: теократично, исходит из того, что законы даны Аллахом через пророка Мухаммеда; представляет собой единство религиозных принципов и юридических норм; провозглашает исламские принципы, установленные Аллахом, вечными и неизменными; обеспечивает свою стабильность исламскими религиозными устоями, а гибкость – юридической доктриной, выступающей в форме различных школ-толков Корана и сунны; предоставляет широкое поле для судебного усмотрения на базе разноречивых школ-толков; регулирует поведение людей в основном принципами; упорядочивает отношения преимущественно в личностно-психологическом ракурсе, опосредованном религиозным отношением мусульманина к себе и его отношением к Аллаху; носит преимущественно частно-правовой характер и выражается в немногочисленных отраслях права, в основном в семейном, уголовном, судебном.

Индусское право представляет право религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Следует учитывать, что это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении исповедует индуизм.

Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные касты, каждая их которых имеет свою систему прав, обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества – основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. «Каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит» – постулат индусского права.

В качестве основного источника права индуизма выступает обычай. Обычаи разнообразны: каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь на общественное мнение. Собрание располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Религиозная доктрина также является источником права, определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. В период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониальной зависимости претерпело существенные изменения, так в сфере права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права». К середине XVIII века судебных прецедентов накопилось достаточно, однако они слабо вписывались в традиции этого индусского права. Многие его институты и нормы подверглись модификации и были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права англосаксонским не произошло. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права», т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение с определенными ограничениями.

Конституция Индии 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция, однако верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни, связанные с религией, дают о себе знать и сегодня.

Обычное право основано на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения обычаев. Обычай – наиболее древний источник права, известный всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за переделами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их множественность, неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового создания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей, поэтому современное состояние правового развития стран «обычного права» можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.



Сейчас читают про: