double arrow

Тема №9. Управление капиталом предприятия

Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование активов. Капитал является основным фактором производства, характеризующим финансовые ресурсы предприятия. Капитал является источником формирования благосостояния предприятия и главным измерителем его рыночной стоимости. По принадлежности предприятию капитал делится на собственный и заемный. По объекту инвестирования – основной (капитал, используемый на приобретение всех видов внеоборотных активов) и оборотный (часть капитала, инвестированная во все виды оборотных активов).

Одна из главных задач финансового менеджмента — максимизация уровня рентабельности собственного ка­питала при заданном уровне финансового риска — реа­лизуется разными методами. Одним из основных меха­низмов реализации этой задачи является "финансовый леверидж".

Финансовый леверидж характеризует использова­ние предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж пред­ставляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить до­полнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно ге­нерируемой прибыли на собственный капитал при раз­личной доле использования заемных средств, называет­ся эффектом финансового левериджа.

Одной из важнейших предпосылок эффективного управления капиталом предприятия является оценка его стоимости.

Стоимость капитала - цена, кото­рую предприятие платит за его привлечение из различных источников.

Концепция такой оценки исходит из того, что ка­питал, как один из важных факторов производства, имеет как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень затрат предприятия. Эта концепция является од­ной из базовых в системе управления финансовой дея­тельностью предприятия. При этом она не сводится только к определению цены привлечения капитала, а определяет целый ряд направлений хозяйственной дея­тельности предприятия в целом.

Финансовую основу предприятия представляет сформированный собственный каптал, который существуют в следующих формах: уставный фонд, резервный фонд, специальные (целевые) финансовые фонды, нераспределенная прибыль, прочие формы собственного капитала.

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, по и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов - часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде - выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.

3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников.

4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.

5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.

6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике включают: долгосрочные финансовые обязательства и краткосрочные финансовые обязательства

Политика привлечения заемных средств - часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Цель анализа - выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

6. Определение форм привлечения заемных средств.

7. Определение состава основных кредиторов.

8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.

9. Обеспечение эффективного использования кредитов.

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

Многообразие источников и условий предложения заемного капитала определяет необходимость осуществления оценки эффективности формирования заемного капитала в разрезе отдельных его видов и форм. Основу такой оценки составляет определение стоимости привлекаемого заемного капитала в разрезе отдельных его элементов:

1. Стоимость финансового кредита оценивается в разрезе двух источников его предоставления на современном этапе – банковского кредита и финансового лизинга.

2. Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней, формирующего сумму периодических купонных выплат.

3. Стоимость товарного (коммерческого) кредита оценивается в разрезе двух форм его предоставления; а) по кредиту в форме краткосрочной отсрочки платежа, б) по кредиту в форме долгосрочной отсрочки платежа, оформленной векселем.

4. Стоимость внутренней кредиторской задолженности предприятия

С учетом оценки стоимости отдельных составных элементов заемного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в общей его сумме может быть определена средневзвешенная стоимость заемного капитала предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: