double arrow

Пуск и реверс электродвигателя постоянного тока

Из уравнения электрического равновесия якорной цепи двигателя (1) можно выразить пусковой ток

(5)

В момент пуска угловая скорость вращения якоря ω = 0, следовательно, ЕДС якоря Е = 0. Учитывая, что сопротивление rЯ обмотки якоря мало (для двигателя мощностью 1 кВт rЯ =1 Ом), в момент пуска двигатель будет потреблять из сети ток в десятки раз превосходящий номинальный. Принимая во внимание уравнение (3), пусковой момент двигателя во столько же раз будет больше номинального. Такие перегрузки по пусковому току и моменту естественно создают опасность его электрической и механической части. Таким образом, прямой пуск электродвигателя от сети невозможен.

Применяют два способа запуска электродвигателей: реостатный пуск и пуск на пониженном напряжении сети.

Реостатный пуск. Его реализуют путем введения в цепь якоря добавочного пускового сопротивления (реостата) RЯ. В момент пуска ток двигателя должен быть ограничен значением 2,0 – 2,5 IН. Из этого условия вытекает, что начальное сопротивление пускового реостата должно быть равно

По мере разгона двигателя увеличивается ЕДС обмотки якоря (2), что ведет к постепенному уменьшению пускового момента (3), поэтому по мере разгона сопротивление пускового реостата синхронно с увеличением угловой скорости уменьшают (реостат выводят). За счет уменьшения сопротивления RЯ пусковой ток на протяжении всего пуска поддерживают приблизительно постоянным, чем обеспечивается эффективный разгон.

Пуск на пониженном напряжении. Ограничение пускового тока в этом случае обеспечивают путем уменьшения начального (пускового) напряжения, подводимого к цепи якоря двигателя

Как и в предшествующем случае по мере разгона увеличивается ЕДС обмотки якоря (2), что ведет к постепенному уменьшению пускового момента (3), поэтому по мере разгона напряжение необходимо увеличивать синхронно с увеличением угловой скорости якоря. По окончании разгона на зажимы якоря подводят номинальное напряжение.

Реверсирование работы двигателя обеспечивают изменением полярности одной из его обмоток (либо обмотки возбуждения, либо обмотки якоря).


Сейчас читают про: