double arrow

Основные принципы отбора предприятий-аналогов

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа.

На первом этапе определяется так называемый круг "подозреваемых". В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оце­ниваемым. Поиск таких компаний начинается с определения основных кон­курентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Возможно использование электронных баз, однако такая ин­формация нуждается в дополнительных сведениях, так как она не бывает достаточно полной. Критерии сопоставимости достаточно условны и обыч­но ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассор­тимента и объемов производства.

На втором этапе составляется список "кандидатов". Поскольку анали­тику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетнос­ти, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях. Поэтому перво­начальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в пред­ставлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недосто­верности предоставленной информации. Критерии оценки должны соответ­ствовать важнейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем кри­териям, то он может использоваться на последующих этапах оценки. При­нятие решения о сопоставимости лежит на оценщике.

На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, по­зволяющий аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включе­ние предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополни­тельно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает крите­рии сопоставимости и оценивает такие факторы как уровень диверсифика­ции производства, положение на рынке, характер конкуренции и т. д.

Состав критериев сопоставимости определяется условиями оценки, на­личием необходимой информации, приемами и методами, наработанными оценщиком. На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор, однако критерий отраслево­го сходства является обязательным.

Рассмотрим основные критерии отбора.

Отраслевое сходство - список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы.

Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки раз­мера компании включают такие параметры, как объем реализованной про­дукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т. д.

Перспективы роста - оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет распределение чистой при­были на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприя­тия.

Финансовый риск. Оценка финансового риска осуществляется следую­щими способами:

• сравнивается структура капитала или соотношение собственных и за­емных средств;

• оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обяза­тельства текущими активами;

• анализируется кредитоспособность фирмы, другими словами - спо­собность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Качество менеджмента - оценка этого фактора наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных, таких, как качество отчет­ной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.


Сейчас читают про: