double arrow

Стадия составления проекта бюджета

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов и муниципальных образований, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов (ст.169 БК РФ). Первой стадией бюджетного процесса является стадия составления проекта бюджета, которая начинается с Послания Президента РФ Федераль­ному Собранию. Послание должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году (ст.170 БК РФ).

На основе бюджетного Послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год, Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления составляют проекты бюджетов. Помимо бюджетного послания, в основу составления проектов бюджетов должны быть положены прогнозы социально-экономического раз­вития соответствующей территории и основные направления бюджетной и налоговой полити­ки на очередной финансовый год(п. 3 ст. 172 БК РФ).

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов и местных администраций муниципальных образований. Практическая работа по составлению проекта федераль­ного бюджета возложена на Министерство финансов РФ (ст.171 БК РФ). Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на период не менее трех лет и одобряется соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства, причем вносить изменения в такие нормативные документы возможно лишь с указанием о вступлении их в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (ст.174.1). Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (ст.174.2).

На стадии составления проекта бюджета разрабатываются следующие основополагающие документы:

1) сводный финансовый план РФ (ст. 75) – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Цели его разработки: оценка объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития, проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; оценка влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития РФ;

2) долгосрочные целевые программы (ст.79) – это программы, перечень которых формируется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определенными на основе этих прогнозов приоритетами. Они разрабатываются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и подлежат утверждении соответствующими законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации, порядок и критерии оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта федерации субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования;

3) федеральная адресная инвестиционная программа – финансовый документ, в соответствии с которым осуществляются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета. Порядок ее формирования и реализации устанавливаются Правительством РФ.

Министерство финансов вносит проект федерального закона о федеральном бюджете в Правительство РФ не позднее 15 дней до дня внесения указанного проекта в государственную Думу (ст. 184). Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года (ст. 194). Этим юридическим фактом заканчивается стадия составления проекта бюджета и начинается стадия рассмотрения и утверждения закона о бюджете.


Сейчас читают про: