Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Стадия исполнения бюджета.
Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.
Стадия составления проекта бюджета.
Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники.
Лекции 2,3. Бюджетный процесс
Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. Такие нормы формируют часть третью Бюджетного кодекса РФ. В самом общем представлении бюджетный процесс — это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении. Можно определить бюджетный процесс в аспектах времени и содержания. В аспекте времени – это период, включающий деятельность уполномоченных субъектов от начала составления государственного бюджета (март года, предшествующего тому, для которого составляется бюджет) до утверждения отчета о его исполнении (сентябрь года, следующего за тем, в котором исполняется бюджет). Этот период называют еще бюджетным циклом. В аспекте содержания – это последовательность прохождения установленных стадий: 1) стадии составления проекта бюджета (с марта по 26 августа года, предществующего бюджетному); 2) стадии рассмотрения и утверждению бюджета (с поступления законопроекта о бюджете в Государственную Думу до подписания закона о бюджете Президентом РФ); 3) стадия исполнения бюджета (с даты введения в действие закона о бюджете до 31 декабря) и 4) стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета (с 1 июня года, следующего за бюджетным, до подписания закона об утверждении отчета об исполнении бюджета). Бюджет действует в течение одного финансового (бюджетного) года — с 1 января по 31 декабря.
|
|
В основу бюджетного процесса положены определенные принципы. В предыдущей лекции были рассмотрены определенные Бюджетным кодексом РФ одиннадцать принципов, характерные для бюджетной системыв целом. Но бюджетному процессу присущи следующие особенные принципы:
1) принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти. Проект бюджета составляют органы исполнительной власти, закон или решение о бюджете принимаются исполнительными органами, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти, отчет об исполнении бюджета составляют и представляют в органы представительной власти для утверждения органы исполнительной власти;
|
|
2) принцип ежегодности бюджета требуетобязательного принятия бюджета до начала планируемого бюджетного года. Выполнение этого принципа позволяет максимально точно определить тенденции социально-экономического развития, учесть происходящие изменения в динамике валового внутреннего продукта и национального дохода, обеспечивает возможности более эффективного бюджетного контроля;
3) принципы публичности и гласности предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается представительными органами и общественностью, информация и комментарии событий, связанных с составлением и принятием бюджета, доводятся до всех заинтересованных лиц средствами массовой информации; а принятый закон о бюджете публикуется в печати. При этом публикации подлежат как закон о федеральном бюджете, так и законы о субъектах федерации, решения о местных бюджетах;
4) принцип специализации бюджетных показателей означает, что в основу составления и исполнения бюджета должна быть положена бюджетная классификация, которая предполагает группировку доходов бюджетов всех уровней по источнику поступления, а расходов — по целевому назначению и направлениям расходов.
БК РФ (ст.152) определяются следующие участники бюджетного процесса: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления; Центральный банк РФ; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.