Понятие бюджетного процесса и его принципы

Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Стадия исполнения бюджета.

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.

Стадия составления проекта бюджета.

Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники.

Лекции 2,3. Бюджетный процесс

Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, пред­писывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. Такие нормы формируют часть третью Бюджетного кодекса РФ. В самом общем представлении бюджетный процесс — это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, а также составле­нию и утверждению отчета о его исполнении. Можно определить бюджетный процесс в аспектах времени и содержания. В аспекте времени – это период, включающий деятельность уполномоченных субъектов от начала составления государст­венного бюджета (март года, предшествующего тому, для которого составляется бюджет) до утверждения отчета о его исполнении (сентябрь года, следующего за тем, в котором исполняется бюджет). Этот период называют еще бюджетным циклом. В аспекте содержания – это последовательность прохождения установленных стадий: 1) стадии составления проекта бюджета (с марта по 26 августа года, предществующего бюджетному); 2) стадии рассмотрения и утверждению бюджета (с поступления законопроекта о бюджете в Государственную Думу до подписания закона о бюджете Президентом РФ); 3) стадия исполнения бюд­жета (с даты введения в действие закона о бюджете до 31 декабря) и 4) стадия составления и утверждения отчета об исполне­нии бюджета (с 1 июня года, следующего за бюджетным, до подписания закона об утверждении отчета об исполнении бюджета). Бюджет действует в течение одного финансового (бюджет­ного) года — с 1 января по 31 декабря.

В основу бюджетного процесса положены определенные принци­пы. В предыдущей лекции были рассмотрены определенные Бюджетным кодексом РФ одиннадцать принципов, характерные для бюджетной системыв целом. Но бюджетному процессу присущи следующие особенные прин­ципы:

1) принцип последовательности вступления в бюджетную дея­тельность органов исполнительной и представительной влас­ти. Проект бюджета составляют органы исполнительной власти, закон или ре­шение о бюджете принимаются исполнительными органами, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти, отчет об исполнении бюджета составляют и представляют в органы представительной власти для утверждения органы исполнительной власти;

2) принцип ежегодности бюджета требуетобяза­тельного принятия бюджета до начала планируемого бюджетного года. Вы­полнение этого принципа позволяет максимально точно определить тенденции социально-экономического развития, учесть происходящие изменения в динамике валового внутреннего продукта и национального дохода, обеспечивает возможности более эффективного бюджетного контроля;

3) прин­ципы публичности и гласности предполагают, что про­ект бюджета до его принятия широко обсуждается пред­ставительными органами и общественностью, информация и комментарии событий, связанных с составлением и принятием бюджета, доводятся до всех заинтересованных лиц средствами массовой информации; а принятый закон о бюджете публикуется в печати. При этом публикации подлежат как закон о федеральном бюджете, так и законы о субъектах федерации, решения о местных бюджетах;

4) принцип специ­ализации бюджетных показателей означает, что в основу составления и исполнения бюджета должна быть положена бюджет­ная классификация, которая предполагает группировку дохо­дов бюджетов всех уровней по источнику поступления, а расходов — по целевому назначению и направлениям расходов.

БК РФ (ст.152) определяются следующие участники бюджетного процесса: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления; Центральный банк РФ; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: