double arrow

Стадия исполнения бюджета

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

Внесенный в Государственную Думу РФ проект федерального закона о федеральном бюджете направляется Советом Госдумы (или ее председателем) в Комитет по бюджету Госдумы, на основании заключения которого Совет принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете га очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Госдумой либо подлежит возвращению в Правительство на доработку (ст. 194 БК РФ).

Совет Госдумы (или ее председатель) направляет Совет Федерации, комитеты Госдумы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Проект федерального закона о федеральном бюджете Совет Госдумы направляет В Комитет по бюджету и определяет комитеты –соисполнители для рассмотрения основных характеристик федерального бюджета.

Госдума рассматривает проект федерального закона о бюджете в трех чтениях. В первом чте­нии Госдума рассматривает проект федерального закона о бюджете в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму Правительством РФ (ст. 198 БК РФ). При рассмотрении в первом чтении обсуждаются: концепция и прогноз социально-экономического раз­вития РФ, в том числе прогнозируемый объем ВВП, уровень инфляции, основные характеристики федерального бюджета; основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом первого чтения определены основные характеристики федерального бюджета (ст.199): общий объем доходов с выделением нефтегазовых доходов бюджета; нормативы распределения расходов между бюджетами; общий объем расходов; дефицит (профицит) и др.

На первом этапе подготовки законопроекта к первому чтению, в течение 15 дней со дня его внесения в Госдуму, ее комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроек­ту и предложения о принятии или об отклонении представлен­ного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения (ст.200 БК РФ). При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о бюджете Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитетов-соисполнителей, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопро­екта. В случае принятия Госдумой указанного за­конопроекта в первом чтении утверждаются основные характе­ристики федерального бюджета (см.ст. 199 БК РФ). Если законопроект отклонен в первом чтении, Госдума может: 1) передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ; 2) вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; 3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

В случае отклонения в первом чтении законопроекта и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней, последняя разрабатывает вариант основных характеристик фе­дерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. По окончании работы согласительной комиссии Правитель­ство РФ вносит на рассмотрение Госдумы согла­сованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

По итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении при­нимается постановление Госдумы о его принятии в первом чтении. Если Госдума не принимает решения по ос­новным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, законопроект считается повторно отклоненным в первом чтении. В этом случае Госдума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 35 дней. Предмет рассмотрения во втором чтении: приложения к федеральному закону, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, распределение между субъектами федерации межбюджетных трансфертов; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов классификации расходов на очередной финансовый год и плановый период; программы предоставления государственных финансовых кредитов, внутренних и внешних заимствований и др. (ст.205 БК РФ). Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету, который в течение 10 дней готовит сводный таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и вносит их на рассмотрение Госдумой.

В третьем чтении Госдума рассматривает законопроект в течение 15 дней со дня принятия указанного законо­проекта во втором чтении. При рассмотрении в третьем чте­нии утверждаются ведомственная структура расходов на очередной финансовый год, первый и второй год планируемого периода (ст.207 БК РФ).

Принятый Госдумой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федера­ции. Этот закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федера­ции в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. В течение 14 дней со дня представления Госдумой Закон рассматривается Советом Федерации и голосуется на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения Закона создается согласительная комиссия, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный Закон. В случае несогласия с Советом Федерации Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы (ст.208 БК РФ).

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период поступает из Федерального Собрания к Президенту РФ. Президент подписывает Закон или отклоняет его. В последнем случае создается согласительная комиссия, в которую включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение указанного Закона осуществляется путем повтор­ной его передачи для рассмотрения в Совет Федерации и Пре­зиденту РФ согласно порядку, установленному БК РФ.

Если по каким-либо причинам Закон не вступает в силу с 1 января очередного года, то Госдума может принять феде­ральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.

Представительными органами влас­ти на территории каждого субъекта РФ и муниципального об­разования принимаются самостоятельные положения о бюд­жетном процессе на соответствующей территории, которыми определяются порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета. Каждый из этих актов должен соответствовать общим принципам бюджет­ного процесса и правилам составления, рассмотрения и утвер­ждения федерального бюджета.

БК РФ определены основы исполнения бюджетов (глава 24). Исполнить бюджет — это значит обеспечить: 1)полное и свое­временное поступление доходов из всех предусмотренных источников и 2) осуществление всех запланированных бюджетом расходов. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов (ст.215 БК РФ) через систему органов Федерального казначейства. На органы исполнительной власти возлагаются орга­низация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Кроме того, указанные органы яв­ляются кассирами всех распорядителей и получателей бюджет­ных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

По федеральному бюджету в соответствии с БК РФ учреж­дена Главная книга казначейства, где регистрируются все опе­рации, связанные с поступлением в федеральный бюджет до­ходов и поступлений из источников финансирования дефици­та федерального бюджета, а также с санкционированием расходов федерального бюджета. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получате­лей средств из бюджета. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения со­ответствующих операций в процессе исполнения федерально­го бюджета, и данные этой книги являются основой для фор­мирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Правительство РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления устанав­ливает порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финан­сов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В про­цессе исполнения бюджета органы исполнительной и предста­вительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнени­ем федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреж­дениям и организациям.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов. Здесь действует принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета (ст.216 БК РФ).

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, возврат излишне уплаченных или взысканных сумм, уточнение доходов администратором, перечислению Федерального казначейства (ст. 218 БК РФ). Исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение их исполнения (ст.219 БК РФ).

Необходимым документом для исполнения бюджета явля­ется бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись феде­рального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается им в течение 15 дней со дня принятия федерального закона «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные времен­ные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в дан­ные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюд­жетная роспись федерального бюджета передается на испол­нение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Завершается стадия исполнения бюджета для бюджетов всех уровней 31 декабря. Принятие бюджетных обя­зательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюд­жетных обязательств должно быть завершено Федеральным каз­начейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федераль­ное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от пред­принимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.


Сейчас читают про: