Правовое регулирование государственного и муниципального кредита.
Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации.
Основные положения теории налогового права.
Система государственных и муниципальных доходов.
Для того чтобы государство выполняло свои функции, в его собственность и распоряжение должна направляться часть национального дохода страны в форме установленных платежей и поступлений. Тем самым формируются государственные доходы, которые находятся в собственности РФ и ее субъектов и которыми распоряжаются органы государственной власти. Кроме того, собственными доходами должны располагать и муниципальные образования.
Государственные доходы поступают в законодательно определенном порядке в государственные централизованные и децентрализованные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды и др. Муниципальные доходы поступают в местные бюджеты и фонды. Государственные и муниципальные доходы в РФ образуют единую систему, которая базируется на общих принципах и в которой используются одни и те же виды денежных поступлений.
|
|
В единой системе государственных и местных доходов выделяются отдельные группы. Так, в зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления (ст. 41 БК РФ).
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований и др.
|
|
Можно классифицировать государственные и местные доходы по социально-экономическому признаку. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются следующие поступления:
1) от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);
2) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
3) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
4) от личных доходов физических лиц.
Доходы по территориальному признаку подразделяются на федеральные, доходы субъектов РФ и местные доходы муниципальных образований. В зависимости от порядка образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов их можно подразделить на централизованные и децентрализованные доходы. Централизованные – это доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями. Децентрализованные — это доходы государственных и муниципальных предприятий, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды.