double arrow

Система государственных и муниципальных доходов

Правовое регулирование государственного и муниципального кредита.

Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации.

Основные положения теории налогового права.

Система государственных и муниципальных доходов.

Для того чтобы государство выполняло свои функции, в его собственность и распоряже­ние должна направляться часть национального дохода страны в форме установленных платежей и поступлений. Тем самым формируются государственные доходы, которые на­ходятся в собственности РФ и ее субъектов и которыми распоряжаются органы государственной власти. Кроме того, собственными доходами должны располагать и муниципальные образования.

Государственные доходы поступают в законодательно определенном порядке в государст­венные централизованные и децентрализованные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюд­жетные целевые государственные фонды и др. Муниципальные доходы поступают в местные бюджеты и фонды. Государственные и муниципальные доходы в РФ образуют единую систему, которая базируется на общих принципах и в которой используются одни и те же виды денежных поступлений.

В единой системе государственных и местных доходов выделяются отдельные группы. Так, в зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления (ст. 41 БК РФ).

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-пра­вовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в воз­мещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принуди­тельного изъятия; иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональ­ных фондов компенсаций; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов госу­дарственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностран­ных государств, в том числе добровольных пожертвований и др.

Можно классифицировать государственные и местные до­ходы по социально-эконо­мическому признаку. В соответствии с этим признаком в системе доходов государ­ства и муниципальных образований выделяются следующие поступления:

1) от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производствен­ной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и при­родных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);

2) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

3) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

4) от личных доходов физических лиц.

Доходы по территориальному признаку подразделяются на федеральные, доходы субъектов РФ и местные доходы муниципальных образований. В зависимости от порядка образования и исполь­зования государственных и муниципальных (местных) доходов их можно подразделить на централизованные и децентрализованные доходы. Централизованные – это доходы, сосредоточенные в государствен­ных и местных бюджетах и внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государ­ственной казне, государственной казне субъектов РФ, муни­ципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями. Децентрализованные — это доходы государственных и муниципальных предприятий, которые остаются в их непосредственном распо­ряжении и используются ими самостоятельно на производствен­ные и социальные нужды.


Сейчас читают про: